Новинки! Акции. Скидки. Подарки
 
On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Форум начал работу!

АвторСообщение
генерал-лейтенант




Сообщение: 119
Зарегистрирован: 08.10.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.07.16 13:06. Заголовок: Домашнее образование пример одной семьи


1 сентября 2014 года наши дети не пошли в школу, у нас был обычный день! Мы с удовольствием смотрели репортажи с чужих школьных линеек и радовались тому, что мы теперь « не с ними». Такое странно ощущение. Ведь «все в школу ходили и ходят».
Одним из важных показателей правильности принятого решения был случай в магазине «Metro» за две недели до начала учебного года.
Мы со старшим приехали за продуктами и едва вошли в магазин, сразу поняли — скоро 1 Сентября. С первых шагов мы наткнулись на парты, стулья, тележки с тетрадями, дневниками и прочими школьными принадлежностями. Все, что могло и не могло понадобиться ученику — все это кричало и пестрело на полках магазина.
И в первые же минуты мы с Егором были ошарашены давлением этого факта. Оба почувствовали что-то странное. Егора передернуло: «Как хорошо, что теперь мне не надо идти в школу». И тут я «расшифровала» то, что почувствовала: «Мы — вне системы». Это было и страшно, и сладко. Как будто ты сказал кому-то старшему, что теперь ты взрослый и будешь выбирать сам.
Конечно, принятому решению и началу нашего эксперимента предшествовало много событий, мыслей и даже неожиданных совпадений — выбор нового образа жизни, системы обучения, страхи, осуждение и поддержка знакомых и друзей.
Но об этом я напишу отдельную заметку — вторую часть нашего «Романа о домашнем образовании».
А сейчас предлагаю вам окунуться в первую часть, описывающую захватывающее приключение под названием «Чего мы не знали об обучении!?».
Итак, исходные данные.
Дано. Семья, трое детей. Старшему сыну 12 лет, среднему — 6,5 лет, дочке — 2,5 года.
Старший сын, шестиклассник, переведен на домашнее обучение с сентября 2014 года. Средний мог пойти в школу, в первый класс, так и планировалось до определенного времени. Но не пошел. Для старшего это год эксперимента, для среднего и для нас — скорее год исследования самого процесса — сможем/не сможем, получится/не получится, понравится/не понравится.
В качестве системы обучения мы выбрали Экстерн-офис. «Система» — потому что это реальная система, для учеников и родителей — сайт. Именно через него происходит все формальное взаимодействие в части сдачи тестов, экзаменов и подготовки к ним. Система практически не содержит методические материалы, зато содержит итоговое представление о том, что должен знать ребенок по такому-то предмету за такой-то класс. Представление это сформировано в вопросах, ответы на которые ребенок должен знать, закончив обучение по определенной теме предмета. Например, предмет География, содержит 2 главы, каждая глава — 4 темы. По каждой теме необходимо сдать тест (в среднем 5-7 вопросов в зависимости от предмета), затем — тест по каждой главе, затем итоговый тест по предмету и, наконец, годовой тест по предмету. Все вопросы и ответы доступны ученику для подготовки.
После регистрации в системе и оформления всех необходимых документов, нам создали рекомендованное расписание. Выглядит оно так:
Еще одна версия расписания выглядит так:
Именно эта версия и показывает нам последовательность изучения предметов.
Ужас, ужас...или «Мой лучший в жизни План реализации проекта»
Именно ужас и паника меня охватили, когда я увидела расписание. Я немного представляла себе наш процесс обучения и принципы, на которых он будет построен, но одно дело представлять и другое — начать это делать. Часть принципов обязательны как часть системы обучения, часть принципов — наши собственные решения в рамках выбранной системы обучения.
Основные принципы:
• мы изучаем предметы последовательно — не все сразу, а всего несколько одновременно;
• экзамен сдается по предмету в установленное расписанием время и сразу за всю годовую программу. После сдачи годового экзамена предмет по программе больше не изучается, но в случае желания и интереса ему можно уделять свободное время;
• у нас нет учебников по предметам, мы делаем учебники сами;
• пожелания Егора к процессу обучения — интересно, просто, понятно;
• у нас год эксперимента и нам важно прочувствовать процесс, наш результат года — это принятое решение — продолжаем ли мы учиться в таком формате;
• любая оценка, позволяющая считать, что предмет сдан — является результатом обучения,
• родитель — НЕ учитель, родитель — это поддержка, сопровождение и помощь,
• Егор должен научиться «учиться самостоятельно».
Главное — без паники, подумала я и мы с сыном сели Планировать. Мне было важно привлечь Егора к этому процессу. Я понимала, что какие-то решения мне придется принять за Егора, но готова была быть гибкой и внимательно наблюдать за его реакциями, вносить изменения в программу и доверять ему.
Конечно, еще летом, готовясь к началу процесса домашнего обучения, я активно изучала тему планирования, тайм-менеджмента и всего, что связано с эффективностью. Вспомнила свой менеджерский опыт, подняла написанные раннее тренинговые программы, вспомнила проекты и людей, с которыми работала в части планирования и мотивации. Больше всего меня волновала именно мотивация.
Все лето я была увлечена книгой Ричарда Гуара и Пэт Доусон«Ваш ребенок может все. Как развить организационные навыки ребенка и раскрыть его потенциал».
Некоторые подходы, которые я там нашла, очень помогли.
Итак, мы решили распланировать четыре предмета. Глядя на первое расписание, я сделала вывод, что на какие-то предметы, воможно, потребуется больше времени.
В качестве источника основных знаний мы выбрали сайт с видео-уроками interneturok.ru. Это такая замена учебникам — видео-лекции по всем предметам за любой класс. Плюс для меня — понимание объема материала, который нужно изучить за короткий промежуток времени.
Мы взяли количество тем по каждому предмету, количество дней на изучение и распланировали, какое количество тем в день Егору необходимо проходить. Понятие «пройти тему» для нас включало следующее:
• смотрим видео-урок,
• составляем визуальный образ темы (зарисовываем и записываем кратко основные понятия и важные даты/имена и т.д.), один урок — один лист. Для каждого предмета завели обычную толстую тетрадь в клетку А4. Уроки зарисовывали горизонтально. Фактически это первый шаг к скетчам. Таким творческим наброскам, которые призваны отразить суть, содержание, визуальными образами и шрифтами.
• проходим тест по уроку. Стикерами оставляем отметку на листе как результат теста. Зеленое яблоко — отлично, не больше одной ошибки, красное яблоко — более двух ошибок.
Затем предполагалось, что мы заходим в систему «Экстерн-офис» и сдаем необходимые промежуточные тестирования по темам.
План есть — начинаем
В сентябре еще не были решены формальные отношениями со школой (ребенок на домашнем обучении все равно должен быть прикреплен к какой-то школе, где он будет проходить аттестации и где будет храниться и вестись его личное дело. На тот момент «Экстерн-офис» искал для нас возможность прикрепления к московской школе), но уже решили начать заниматься.
География. Предмет Егору был интересен, он быстро схватывал, хорошо запоминал и все пошло легко. В день у нас было по четыре темы, потому что именно этот предмет мы должны были освоить первым за месяц годовая программа — за месяц!!! мама в панике :). Несколько дней мы заложили на подготовку к тестам.
Математика. По видеоурокам ни я, ни Егор ничего не понимали. В этот период я сидела рядом с Егором во время его занятий. Мне важно было, чтобы он понимал то, чему учится. А он не понимал. Если я не учитель и допускаю, что могу не знать всего, что сейчас проходит Егор — подумала я, тогда будем искать подходящие формы объяснения вместе.
Именно в этот период я, например, сделала открытие, что в интернете полно, именно ПОЛНО ресурсов, роликов, упражнений, симуляторов и прочих инструментов, которые сделали, сняли, подготовили сами преподаватели по отдельным темам. И мы начали искать примеры, определения, видео и прочие материалы. И стали понимать. Оба. Это было круто!

Русский — тут все просто. Стало понятно, что часть тем из шестого класса Егору уже знакомы. Стали просто изучать предмет. Диктанты Егор начал сдавать сразу же. В системе это звуковые файлы, проигрывая которые, надо записать за диктором текст. Сама форма Егору очень нравится и все задания он выполняет с удовольствием.
Английский. Первое занятие. Я знала, что заниматься мы будем по ЛингваЛео. Но Егор начал паниковать, мучаться, буквально не могли начать. Выяснилось, что он не понимает язык, не любит эти уроки, боится. ЛингваЛео — это игровая форма изучения языка. Мы выбрали грамматику и я предложила Егору поиграть. Минут двадцать мотивировала. Узнала многое о том, что у него было связано с этим уроком в школе. Снова порадовалась принятому решению.
Поиграли. Егор попросил еще позаниматься. Ему понравилось. Это была моя маленькая победа и его Огромный Прорыв.
Так мы учились где-то месяц.
Я хотела максимально убрать все пересечения со школой из нашего процесса обучения. Плюс в мою задачу входило каким-то образом поддержать в начале, но все-таки перевести Егора на самостоятельные занятия.
Мы учились писать печатными вместо прописных, потому что в скетчах (заметках — уроках в учебниках, которые Егор делал сам) это смотрится симпатичнее. Учились не ставить оценки за тест, а найти альтернативу — «яблоки». Проявлять интерес и разбираться, если не понятно, искать источники информации, чтобы было понятно и т.д. Смотреть фильмы, интересоваться темой, если она увлекает, быть любознательным.
Мы все делали не так
Подходит время сдачи первого предмета. И я понимаю, что программы «Интернет-урока» и «Эстерн-офиса» сильно отличаются. И для того, чтобы сдать тесты (а их оказалось больше, чем я предполагала изначально), необходимо почти по новой пройти весь предмет. Снова паника. У мамы. А Егор спокоен. И как-то его спокойствие передалось мне. Оказалось, что ему нравится сдавать тесты по темам. Хотя все вопросы при тестировании открытые — то есть нет вариантов ответов, ему нравилось на них отвечать и видеть, как в системе ему засчитывают сданные темы.
Первый предмет Егор сдал на «отлично». Прыгал до потолка.
К этому моменту мы с ним уже разобрались в системе, поняли, что запросто можно пройти годовую программу по предмету за месяц и именно по этому принципу выстроена вторая картинка расписания. Ее и стали придерживаться. Последовательное изучение по всем предметам. Один предмет на изучении. На математику, русский и английский у нас времени достаточно, мы их временно и отложили. Время занятий стало протекать как-то совсем незаметно. Егору только надо напоминать, что надо позаниматься. Но мы, скорее, спрашиваем по факту. Сам Егор говорит, что учиться несложно. На форумах домашнего образования пишут, что программа в «Экстерн-офисе» сложнее, чем в обычной школе, склонна согласиться. Если сравнивать с «Интернет-уроком», мы уже знаем некоторые темы из седьмого класса. Но погружение в предмет позволяет освоить программу независимо от ее содержания.
«Интернет-урок» используем гораздо меньше, зато включили обучающие фильмы и ролики. Егор стал много рассказывать о том, что именно он узнал.
Когда началась «Биология», я просила Егора не сдавать без меня тесты — хотела помочь, проконтролировать и т.д., но он не послушался. Сдал один тест, второй и т.д. Годовой экзамен на «отлично». И ни дня я не сидела рядом с ним. Я была занята на проекте, а когда у меня было время, оказывалось, что Егор справляется сам. Так я поняла, что стоит больше доверять ему и пора уже перестать беспокоиться за то, за о чем даже он не переживает.
Сейчас у нас на подходе «История». Егор сам научился планировать темы, вопросы, тесты и экзамены. Он очень позврослел за эти полгода. А главное желание для него сейчас — это стать отличником и сдать все экзамены на «пять». В школе Егор был хорошистом.
Теперь у нас все по-другому.
Егор занимается сам и мы периодически обсуждаем с ним то, что он проходит. Я иногда нахожу документальные обучающие фильмы, которые мы с удовольствием смотрим все вместе или с мальчиками. Егор сам ищет материал, но иногда ленится и просто сухо проходит тему, а почему нет — ему просто не все интересно. Ярослав занимается с папой по часу в день и учится разным премудростям — читать, писать и решать примеры. Младшая — с няней. А мы с мужем работаем на проектах и привыкаем к новой жизни фрилансеров.

Я стараюсь по возможности обсуждать тему домашнего образования с заинтересованными и интересующимися знакомыми и друзьями. Пытаюсь увидеть со стороны, их глазами, те ограничения, которые, возможно мы не видим. Ищу новые аргументы для себя и проверяю теории на прочность.
Постепенно стали обращаться знакомые и мы начали составлять планы по переходу на домашнее обучение.
Так, благодаря Егору и парочке своих давних коуч-клиентов, я сталаконсультантом по планированию, помогаю другим планировать свою жизнь, позитивные изменения, перевод детей на домашнее обучение и другие важные проекты. Оказалось, что многие люди нуждаются в сторонней поддержке, мотивации, помощи в поиске своих способов счастливой жизни и достижения целей.
Я осознала, что нет единого правильного способа планирования, каждому нужен свой способ. У каждого свой ритм, свое ощущение времени.. Именно его я и помогаю искать.
Еще немного о роли родителя в домашнем обучении
Мы не передаем свои знания по предметам. Егор выбирает свой путь получения этих знаний. Наша задача — рассказать и показать, где и как их можно найти.
В какой-то момент Егор заскучал. Я дергалась и думала, что же придумать и как его развлечь. Муж уверенно сказал — оставь его на какое-то время, пусть научится развлекать себя сам. Пусть найдет свои увлечения и занятия. Мне было тяжело, я все время порывалась сделать что-то, чтобы сын не скучал. Прошло около трех недель. Егор решил сам приготовить котлеты, потому что нашел ролик на youtube, где снято как это делается. Теперь это его фирменное блюдо, которое отведали все гости и друзья семьи. Так же мы пробовали домашнюю колбасу, лепили пельмени и, я уверена, многое у нас впереди. Даже не знаю, что это будет, но это особенно интересно.

Когда Егор стал скучать по друзьям, он сам разобрался в Скайпе и соцсети ВКонтакте. Я еще злилась на мужа, за то, что он не хочет помочь Егору с регистрацией, а он уговаривал меня подождать. Теперь Егор говорит Ярославу: «Попробуй сделать это сам и ты научишься».
Мой папа когда-то говорил: «Главное — не знать, а знать, где узнать». Каждый день в нашей семье мы учим друг друга чему-то новому, так получается, главное — быть внимательными к этим урокам. За этим увлекательно наблюдать. Это именно тот навык, который, как нам кажется, поможет нашим детям в будущем УМЕТЬ И ХОТЕТЬ УЧИТЬСЯ.


Воспитывая ребенка - загадываешь на тысячу лет.
(япон.)
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 3 [только новые]


генерал-лейтенант




Сообщение: 120
Зарегистрирован: 08.10.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.07.16 13:08. Заголовок: Комментарии: Интер..


Комментарии:

Интересные комментарии
Denis
Юлия, а как домашнее образование «оценят» при поступлении ребенка в государственный ВУЗ?
Евгения
Денис, ребенок с домашнего обучения получает точно такой же школьный аттестат. Только в ВУЗ он поступит УЖЕ умея самостоятельно разбираться с новой информацией и без школьных психологических травм. На мой взгляд, это прекрасное будущее для ребенка
Юлия Весна
Денис, мы прикреплены к обычной московской школе, там ведут наше личное дело, туда же ставятся отметки по сданным предметам. ЕГЭ сдается на общем основании, при личном присутствии, нас об этом предупредили. Но может к тому времени его уже отменят, а вдруг :-).
Елена Довгаль
Замечательный опыт, спасибо, что поделились!
Юлия Весна
Елена, спасибо за отклик :-)
Denis
Да я то это прекрасно понимаю, насчет работы с информацией. Школьная программа, при должном усердии может быть усвоена обычным ребенком (не вундеркиндом) в 2-3 раза быстрее и качественнее. Вопрос — нет ли потом в аттестате какой-нибудь приписки типа «Домашнее обучение», которая, я уверен, на большинство педагогов будет действовать как красная тряпка на быка?
Юлия Весна
Нет, приписок никаких нет.
Александр Шураков
Тема интересная. Думаем о том, чтобы своих детей перевести на домашнее обучение. По поводу поступления в государственный вуз. А зачем? Еще учась в школе ребенок может пройти интересные для него курсы благодаря MOOC (Coursera, edx).
Юлия Весна
Вот согласна совершенно :-) Но конечно выбор за ребенком, мы ориентируем его на высшее образование. Правда не ограничиваем страной :-) Посмотрим, у нас есть еще время.
Надежда
Евгения, как такая система справляется с проблемой краткосрочной памяти? За месяц пройти историю, чтобы сдать тест, это одно. Запомнить ключевые моменты этой самой истории и еще лучше, научиться думать и задавать вопросы, возможно, совсем другое. Каков ответ последователей домашнего обучения?
Юлия Весна
Надежда, тесты все с открытыми вопросами, нет вариантов на выбор. Оценка снижается, если ответ не полный или не достаточно подробный. Удивительно, но Егор помнит то, что сдавал в октябре по географии, мне интересно и я периодически задаю ему вопросы по тем предметам, которые он сдал. Он все помнит. И помнит лучше, чем в школе. Нет каши в голове, если последовательная ясность что ли. Вот здесь есть хорошее видео Алексея Битнера с его семинара в Москве. https://docs.google.com/file/d/0B00z7KM893DFZTg0U1dnRk1JQ3M/edit?pli=1
Ольга
Спасибо огромное за подробный рассказ, старшему сыну почти 6, и я давно и методично собираю статьи, ищу материалы и набираюсь сил и уверенности, чтобы он учился на дому.
Поэтому благодарю за подробнейший рассказ. А то мне именно сегодня предложили отдать Саньку в школу уже в этом году, и у меня был шок. Не хочу!
СПАСИБО!
Юлия Весна
Ольга, ищите свой путь и все получится :-)
Жанна
Все конечно хорошо! Но что-то не хватает. Социальной адаптации что ли? Неужели до сегодняшнего дня образование в обычной (ну или не обычной школе) недостаточно?
Юлия Весна
Достаточно или недостаточно для кого или чего? Нам показалось не то, чтобы недостаточно, у нас это про другое, не про образование даже... А про образ жизни, уважение, умение добывать знания... Социальная адаптация? Нам кажется, что ее значение именно через школу сильно преувеличено. Есть миллион разных мест, где есть общение с людьми, которых ты сам выбираешь, а не тех, кто случайно рядом с тобой оказался.
Анастасия
Невероятно классно, что вы решились и дали ребенку учиться вне школы. Так как подрабатываю репетитором могу точно сказать, что к сожалению школа идет по пути обучения на бумажке. Т.е. по плану все хорошо, но учителя лишь бегло объясняют тему, а потом пишут многостраничные отчеты.
Никого не волнует как ребенок освоил тему, понял или не понял.
Желаю удачи в дальнейшем обучении
Юлия Весна
Спасибо, Анастасия :-)!
Оля
Мой ребёнок ещё слишком мал чтобы думать об альтернативном образовании, сама я полностью за домашнее образование,но я согласна с тем что социальной адаптации не хватает в такой системе. Слишком маленький круг общения. Вы как решили это у проблему? Соц сети — это не живое общение,также как и скайп — это подходит для взрослого, но 12 летнему это не заменит сверстников
Юлия Весна
Круг общения — это выбор семьи и ребенка. Секции, тематические встречи и пр. — сейчас столько возможностей, уж чего чего, а общения вдоволь :-). Мы решаем этот вопрос общением с семьями с детьми, секциями, поедем в эту субботу на встречу домашников, планируем там расширить контакты. А вообще — это просто задача, которую надо решить — мы это воспринимаем так и пробуем разные варианты. И потом — Егор общается со школьными друзьями, на нас берут билеты, если класс куда-то едет.
Алена
Огромное спасибо за такой подробный рассказ о Вашем опыте! Мы приняли решение что наши детки закончат начальную школу в обычном режиме и потом мы переведем их на домашнее образование. Спасибо за ссылки и ваши рекомендации по организации обучения. Если можно добавьте еще ссылки на ресурсы где вы смотрите уроки по разным предметам В Экстерн-офисе нужно личное присутствие только в 9 и 11 классе? Младшие классы все сдают удаленно да?
У вас замечательно все в жизни складывается Успехов и счастья)
Алена
Юлия Весна
Алена, учимся мы по разным ресурсам, я в ленте периодически в ФБ публикую свои находки. В экстерн-офисе личное присутствие только для сдачи ЕГЭ, все остальное так же — дистанционная сдача. Спасибо за пожелания :-)
Антонина
Большое спасибо за ваш живой опыт! Очень интересно и познавательно. Решиться на такое это ВЫБОР!!! Восхищена и рада за Вашу семью!
Юлия Весна
Антонина, спасибо!
Екатерина
Я сама педагог, правда дошкольник. К стандартным педагогам себя никогда не относила, за много лет выработала свои методы воспитания и методики обучения. С идеей домашнего обучения с вами согласна, скорее всего, вашего сына ждет большое будущее и просто жизнь счастливого человека, потому что он уже сейчас научился управлять своей жизнью. А система давит в нас годами самостоятельность и свободу выбора.
Карина
Спасибо большое за то, что поделились своим опытом! Дочке 11ть и школа ей дается тяжко именно изза «социальной адаптации». Отношения не складываются, в школу она ходит не для того, чтобы получать знания, а для того, чтобы учиться общаться, получается...
Буду читать, возможно все возможно...
Спасибо вам большое еще раз!
Станислава
Добрый день! Спасибо за радостный рассказ. Мы еще с рождения ребенка планировали домашнее образование, а вот к семи годам нашлось несколько поводов от него отказаться. Раздумываю я вот о чем. А как же олимпиады? Международные конференции, организованные специально для детей? Если повезло со школой, то учителя рекомендуют разные мероприятия, и можно выбирать, а самому по всем предметам невозможно отследить (Есть ли у вас какие-то соображения по этому поводу? Спасибо)
Татьяна
Могу порекомендовать для участия в конкурсах в течение года nic-snail.ru, это конкурсы, игры, олимпиады и только дистанционные, более того, идея в них не сколько соревновательный, сколько обучающая. По всем предметам и классам, более 150 в год! Стоимость -от 50 рублей!
Светлана Слесарева
Юлия, спасибо вам! На протяжении 6 месяцев собираю информацию о домашнем обучении и готовлю себя к переходу дочери на такой формат. Сейчас она в 6-м классе. Сомнений много...
Юлия Весна
Светлана, всячески желаю вам смелости и удачи! Будут вопросы — обращайтесь! :-)
Олеся
Здравствуйте, Юлия! Вы — Герой! Самая Лучшая Мама!!! Я учила сына год дома, когда он был в 4 классе. Мы жили своей жизнью, имели возможность не только делать уроки, но и ходили в театры, музеи, много читали и смотрели. Время проводили более содержательно, чем в школе.
Юлия Весна
Олеся! Спасибо вам за такой отзыв :-) Согласна с тем, что такая жизнь с вовлечением в детей — это просто Счастье!
Любовь
Благодарю за статью! Мы тоже учимся по этой же системе, заканчиваем первый класс, очень схожи ваши ощущения с нашими Единственное, мы так и не научились планировать, вообще мы очень расслаблены в плане учебы — совсем не напрягаемся Не знаю, хорошо это или плохо... Нам пока нравится, бывают конечно сложности, но думаю, если бы мы учились в школе, их было бы еще больше... На учебу тратим времени в разы меньше, чем наши знакомые школьники. На сайте интернетурока тоже пробовали учиться, но ребенку неинтересно, там все сухо и опять же готовая информация дается как в школе, нам же важно, чтобы ребенок сам открыл для себя знание, не всегда правда получается, но мы к этому стремимся)
Анна
Спасибо за подробный рассказ! Очен отрадно читать такие опыты родительские опыты! сама училась дома и знаю насколько это эффективно, и если в мое время (а это были девяностые!) это было возможно без интернета, то сейчас тем более! В след году старший ребенок достигнет школьного возраста и тоже планируем домашнее обучение. Если что, обращусь к вам с вопросами
Валерия
Вы — молодец! Я сама только год назад закончила школу, и во мне еще свежи эти воспоминания и об учителях, которым, за некоторыми исключениями, на учеников наплевать в принципе, и о школьной форме, и о всяких идиотских, другого слова не подобрать, правилах. Для меня школа сегодня — это безжалостная система, подгоняющая детей под общественные рамки и абсолютно не дающая нужных в жизни знаний и качеств. А в наш век интернета домашнее обучение — прекрасная альтернатива, вот только не у всех родителей хватит терпения все это распланировать и продумать. Удаи вам! Вашим детям невероятно повезло :)
Лидия
УВАЖЕНИЕ К ВАМ! НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВООБЩЕ ОЧЕНЬ СТРАННОЕ — СНАЧАЛА РЕБЕНОК НАХОДИЛСЯ В ШКОЛЕ 4-5 ЧАСОВ, ЗАТЕМ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ВЫПОЛНЯЛИ 3 ЧАСА — (СПЕЦИАЛЬНО ЗАМЕРЯЛА, ЕСЛИ ВЫПОЛНИТЬ ВСЕ, ЧТО ЗАДАНО) СПРАШИВАЛА УЧИТЕЛЯ — ПОЧЕМУ ТАКОЙ ОБЪЕМ? — ОКАЗЫВАЕТСЯ, ЧТОБЫ ТЕ, КОТОРЫЕ ПЛОХО УЧАТСЯ, ХОТЯ БЫ ЧТО-ТО МОГЛИ ИЗ ЭТОГО СДЕЛАТЬ И ПОЛУЧИТЬ «3». а ТЕ, КТО ДОБРОСОВЕСТНО ВЫПОЛНЯЛ ВСЕ ЗАДАНИЯ (РИСУНКИ, СОЧИНЕНИЯ, ДОКЛАДЫ И Т.Д.) ТРАТИЛИ ПО 3-4 ЧАСА.жУТЬ.
Светлана
Приношу огромную благодарность, за ваш бесценный опыт, до слез радости просто. Моему сыну 11 лет, тоже идем к домашнему обучению, вот собираю информацию. Спасибо!!!
Татьяна
О! Коллеги по счастью, очень приятно. Я тоже коуч, бизнес-тренер, но "на пенсии". Отошла от дел, уехали жить на Бали. Трое детей: 9, 6, 2. Первый класс старший сын закончил занимаясь с учительницей, по Скайп. А теперь отказались от этого, слишком большое влияние "школьное" идет от учителей, сложно им не опираться на свой школьный опыт. Это помешало ей справиться с проблемой угасания интереса у ребенка и нахождения путей. Так что теперь я сама этим занимаюсь, но хочу пойти дальше. Не все что пичкают в школе -нужно в настоящее время. Во времена Гугла нет необходимости что-то знать заранее. Для хранения информации теперь не обязательно использовать свою голову. Делаем ставку на навыки: умственные, ручного труда, духовные. Правда у нас не стоит вопрос ЕГЭ и поступления в высшее учебное заведение. При правильном подходе, он должен смочь сам решить этот вопрос в будущем.
Natali
Лично мое мнение что нужны репетиторы по профильным предметам(те которые ребенку помогут в будущем) , а все остальное можно и самой . Есть много тематических форумов и блогов. Однако я поняла что все таки нужен репетитор по английскому и желательно в Нижнем Новгороде ,удаленку не сильно хотела пробовать. В результате все же удаленка победила, через сайт Препли http://preply.com/nizhny-novgorod/repetitory я нашла репетиторов по 3 профилирующим языкам и математики..да бюджет в месяц на образование велик..но главное что сын доволен и ушел уже далеко вперед от школьной программы.
Софья
Юлия, благодарю за интересную статью! Мы тоже планируем с будущего учебного года аттестовываться через Экстерн-офис. А расскажите, пожалуйста, какие источники информации, кроме интернет-уроков, Ваш сын использует при подготовке уроков? Приходится ли все-таки использовать стандартные ФГОСовские учебники или полностью обходитесь без них? Этот вопрос меня волнует, т.к. при аттестации в местной школе учебники все-таки ребенку выдают из библиотеки, а при дистанционной аттестации рассчитывать в этом плане придется только на себя. Заранее благодарю за ответ.
Юлия Весна
Софья, спасибо! Мы используем гугл :-)) Сейчас серьезно увеличилось количество источников, у нас нет одного, используем разные. Здесь, например, есть ссылки на источники по предметам http://semeynoe.com/category/magazine/obzory/. Есть группа в fb "Клуб поддержки семейного образования" (это и к вопросу на второй ответ), в которой и ссылки и обмен опытом https://www.facebook.com/groups/946729272021879/?fref=ts. Так же , кстати в прошлом году я видела организовывали аренду лабораторий для опытов и собирали группы детей. Мы пока не участвовали. У нас таких предметов пока не было.
Мы 6ой класс прошли без учебников вообще. Какие-то предметы только по экстерн-офису - минимальные знания по предмету, какие-то интересные - расширяли сами. Я ещё только планирую собрать базу источников :-).
Всё решает ситуативно. Например, у нас были сложности с математикой. Я купила книгу "Как объяснить ребенку математику" http://www.mann-ivanov-ferber.ru/books/kak-obyasnit-rebenku-matematiku/, потом пробовали наглядности придать предмету - катали машинки и придумывали образы (у Егора очень конкретное мышление). А закончилось всё тем, что Егор несколько раз позанимался с репетитором фактически, было несколько сдач и потом расслабился наконец и сдал :-).
В этом году пока отлично идём на идее, что алгебра и геометрия - это НЕ МАТЕМАТИКА :-)))))) Чисто психологические проблемы именно с этим предметом.
Софья
И еще один вопрос. Изучая в школе такие предметы, как биология, физика, химия, дети делают лабораторные и практические работы. Приходится ли Вам как-то восполнять это в домашних условиях? В моем понимании, подобные опыты как раз и делают эти предметы интересными для изучения. А при отсутствии их не получается ли изучение сухим и теоретическим? Буду благодарна, если опишете Ваше отношение к этому вопросу и Ваш опыт.
Юлия
Софья, у нас пока не было опыта химии, например, в этом году началась только физика. Семейники объединяются по районам и округам, насколько мне известно, арендуют кабинеты и классы для проведения лабораторных работ и опытов, экспериментов. Ну и конечно преподавателей.
Ну и плюс сейчас наборов для самостоятельного изучения просто миллион. так что нужно искать свои инструменты, мы будем, скорее всего, объединять и то и другое.
Iva-Nova
Я училась в школе, но в домашенм формате получаю высшее образование. Я дистанционно учусь в МГУ на факультете регионоведения через онлайн тренинги (http://webinar.ru/about_service/for-training/). Если человек действительно стремится к получению знаний, то дистанционные курсы помогут ему в этом. Такой формат обучения создает ощущение присутствия в аудитории да и корочка опять же, плюс есть возможность корректировки курса по времени и тд, так что я ничего не потеряла. Хорошая альтернатива для тех, у кого нет времени, а на работе требуют базу)))
Елена
Мы учимся в Образовательном центре "Радуга знаний" в 8 классе, по обстоятельствам на семейном обучении. Обязательные предметы это математика и русский. Стоимость 4400, все остальные предметы проставляют автоматом и бесплатно. Присутствие ребенка только в 9 классе, а до этого все контрольные и аттестации проходим дома.
https://vk.com/disobr
Полина
У меня у коллег дети на домашнем обучении.
И что хорошего? Истеричные, социализации никакой... игрушку у них отнимут - сидят рыдают. Ни постоять за себя, ничего. Еще дома заниматься фиг заставишь.
Всю жизнь все в школы ходили, ничего, никто не помер.
Юлия
Полина, есть и такой опыт у кого-то. Но у всех всё по-разному :-) У нас очень позитивный опыт :-). Каждый идёт свой дорогой.
Полина
Юлия, ни в коем случае не хотела вас задеть!
Я имела в виду, что домашнее обучение подходит не всем. Вашим, как видите, подошло. Согласна, есть родители, которые могут рассказать материал по многим предметам гораздо лучше педагогов. И дать детям больше знаний. Больше и качественней.
Но каков процент таких родителей? И как проследить за ребенком, когда оба, допустим, целый день на работе? В большинстве случаев я боюсь, что детей будут водить по секциям и кружкам лишь бы подешевле. И не вижу гарантий, что в этих кружках преподаватели будут компетентнее школьных.
Юлия
Полина, эта статья не отвечает на вопрос- подходит ли вам семейное образование. Она скорее для тех, кто хочет и ищет ответ на вопрос "как?". Мы с мужем оба при работе, когда-то дома работаем, когда-то на выездах (сейчас они регулярные). Вопрос решает няня и самостоятельность детей (отчасти). Я скорее за то, чтобы не объяснять самим и становится учителем, а грамотно организовать процесс. Это самый не распространённый вариант. Но и он возможен. Просто кто-то не может жить в такой системе. И вариантов нет :-) Тогда ищем совё.
Yasanek
Полина, так и школьное образование не всем подходит.
Кто то терпит - терпит, а потом берет ружье, идет в школу и учителей растреливает. (и это не в США, но и в России).
Прекрасная социализация, куда уж лучше - сразу видно, научили человека за себя постоять.
И сколько детей помирает на уроках физкультуры? каждый год несколько.
А вы - "ни кто не помер".
Юлия
Юлия, в предложенном вами способе обучения большую роль играет интернет. Как вы защищаете своего ребенка от нежелательной информации? Спасибо.

Ваш комментарий


Воспитывая ребенка - загадываешь на тысячу лет.
(япон.)
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
генерал-лейтенант




Сообщение: 121
Зарегистрирован: 08.10.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.07.16 13:14. Заголовок: Уроки отменяются Ол..


Уроки отменяются

Ольга Скребейко

Можно ли получить хорошее образование без школы?
Марк Твен и Чарли Чаплин, Айседора Дункан и Томас Эдисон, Агата Кристи и Генри Форд, Чарльз Диккенс и Джордж Гершвин, Джек Лондон и Аль Пачино, Фрэнк Синатра и Эндрю Карнеги — что объединяет всех этих творческих, невероятно одаренных людей, которые дали миру так много чудес?
Они все либо не закончили школу, либо никогда в ней не учились.
Быть мне гением?
У меня нет высшего образования, представляете? Я четыре раза училась на первом курсе, в трех разных вузах. Меня не выгоняли, нет. Я медалистка и отличница. Мне просто быстро становилось скучно. Старенький дедушка рассказывает про экономику, которой уже давно нет. Он может научить меня распоряжаться деньгами? Вряд ли. Молодая девушка ведет занятия по рекламе, читая книгу Ии Имшинецкой, которую я прочла уже год назад. На вторую лекцию этой барышни я принесла книгу и читала с ней хором. Есть ли смысл тратить на эту «учебу» время?
Страдаю ли я без диплома? Нет, нисколько. Я ушла из университетов, чтобы учиться на практике, как создавать бизнес и выкручиваться из последствий своих ошибок, как продвигать свое дело и выстраивать его шаг за шагом.
А еще я постоянно училась тому, что мне интересно, и тогда, когда мне это было интересно. Много-много читала, ходила на лекции и тренинги, на курсы графического дизайна и теле- и радиоведущих. А потом издавала газету и журнал, работала на радио «Максимум».
Следуя за своими интересами, я пришла к коучингу. И здесь и сейчас это искусство объединяет мои умения и навыки, то, что я очень люблю делать, и то, что приносит мне огромное количество удовольствия. Коучинг позволяет мне быть вкладом для многих людей, работать с настоящими чемпионами и получать достойную плату за мой труд, заниматься любимым делом в удобное время из любого места на Земле.
И я все думаю: а что было бы, останься я учиться на экономиста? Там, куда отправили меня родители, потому что это «надежная», «стабильная», «нужная» профессия? Поклон моим родителям за то, что они принимают меня со всеми моими крутыми поворотами!
...Сейчас я сама родитель. И теперь я думаю о том, как бы сделать так, чтобы сыновья мои выросли свободными, любопытствующими, творческими, счастливыми людьми с огромной верой в себя. Все это в моей голове никак не сочетается с государственной системой образования и воспитания — любой, будь то детский сад, школа или университет.
«Школа — это одно. Учеба — совсем другое. Эти два понятия в реальности не всегда совпадают. Неважно, ходите ли вы в школу или нет, ваша задача — постоянно учиться». Остин Клеон, «Кради как художник»
Как школы убивают креативность
Автор бестселлеров и неутомимый исследователь креативности Кен Робинсон блестяще рассказал, как школы подавляют творчество. Я очень рекомендую вам посмотреть ролики с записью его выступлений на конференции TEDx в 2006 и 2010 годах и гениальную инфографику о том, что современные системы образования изжили себя целиком и полностью.

На своем сайте Кен Робинсон приводит результаты интереснейшего исследования, которое Джордж Лэнд и Бет Джарман опубликовали в книге «Контрольная точка и дальше: освоение будущего сегодня». Исследовали одну и ту же группу детей в разном возрасте, на протяжении пятнадцати лет. Предмет для изысканий — дивергентное мышление, способность мыслить не-логически: мыслить по аналогиям и ассоциативно, мыслить творчески.
Детям давали серию тестов, и, если ребенок достигал определенного результата, его считали гением дивергентного мышления. Из 1600 детей в возрасте от 3 до 5 лет гениями оказались 98 %. Через пять лет детей опросили снова, тесты были те же. Процент гениев снизился до 32. Исследование провели еще через пять лет. Гениев среди группы осталось всего лишь 160. Тогда ученые дали те же самые тесты 200 000 взрослых, и только 2 % смогло перешагнуть рубеж «гениальности» в дивергентном мышлении.
Что происходит? Мы привыкли, что маленький ребенок ничего не умеет, и постепенно учится или его обучают, и он становится все лучше и лучше.Но в этом эксперименте мы видим, как дети постепенно теряют свои потрясающие творческие способности.
Мы не знаем всего, что происходило с этими детьми с 5 до 15 лет, но одно мы знаем точно: все они ходили в школу, всех их образовывали. В современной школе учат не ошибаться, учат не рисковать, учат знать, что именно этот ответ — правильный. И он написан в конце учебника. Но подсматривать туда нельзя.
Что же делать?
Знать, что есть выбор. Детей можно учить дома, это закреплено законодательно, и если раньше домашнее образование ассоциировалось с детьми, которые в силу физиологических особенностей не могли посещать школу, то теперь семейное образование выбирают все большее количество семей.
Изучить вдоль и поперек сообщество о домашнем образовании (например, http://freeedu.ru). Наполниться вдохновением, прочитав истории семей, где семейное образование — это норма вещей.
Понять, а для чего это именно вам и вашей семье? Хоумскулинг — это ответственное занятие, оно требует времени и внимания. Нужна сила духа, чтобы разобраться со своими страхами и страхами семьи и ближайшего окружения; настойчивость, чтобы оформить ребенка на индивидуальный план обучения; дисциплина, чтобы организовывать образовательный процесс; энергия, чтобы не падать духом и ребенка поддерживать в случае чего.
Самому стать юным исследователем жизни, примером любознательности и человеком, открытым к новым знаниям. Тренировать это исследовательское отношение к жизни и азарт к новому, чтобы вместе с ребенком удивляться и учиться.
Узнать, как организовать процесс формально. И сделать это!
Домашнее образование: как это бывает
С огромным удовольствием я «вручу микрофон» тем, у кого уже есть опыт домашнего воспитания детей.

Дина САБИТОВА
детский писатель, блогер, мама троих детей
Facebook, ЖЖ
Я росла очень тревожным и послушным человеком. Если я видела надпись «Вход воспрещен», я никогда не приближалась к этой двери. В любом жизненном повороте я априори считала, что все «находятся тут по праву», а я не имею права — спрашивать, требовать, получать что-то от жизни. А еще я считала, что раз все так устроено в мире, значит, умные люди уже про все подумали, и иначе просто нельзя. Я много училась, была отличницей, закончила физмат-школу при университете, потом университет, потом стала кандидатом наук, преподавателем, доцентом... А потом я уехала в Москву, родился младший ребенок, и я оказалась сама по себе человек. Не филолог, не преподаватель.
В анкетах пришлось писать «Домохозяйка». Хотя хозяйка из меня была и остается та еще...
И это схождение с проторенной колеи неожиданно начало что-то менять в моих взаимоотношениях с миром.
Теперь я писатель, мои дети учатся экстерном, мы много путешествуем. И то, как учатся наши дети, составляет очень важную часть жизни и философии нашей семьи.
Старший сын пять лет ходил в хорошую частную школу в Москве. Мы жили тогда за городом, рядом была очень посредственная школа в поселке (типа «камера хранения»), так что хорошая частная школа казалась решением проблемы. Нас мало дергали, школа многое брала на себя. Того, что я практически не вижу ребенка, я как-то не замечала. Не прикладывала к этому головы, тем более что рос младший, который не ходил в детский сад, и мое время целиком принадлежало ему. Младший вот-вот должен был пойти в подготовительный класс. И я планировала, как буду совсем свободна и пойду учиться китайской живописи и сольному пению.

Часть этого времени я наблюдала, как учится в старшей школе дочка (дочка у меня приемная, и с ней я «застала» только 10 и 11 класс). А потом случилось сразу несколько событий.
Во-первых, начался мировой кризис. Для нашей семьи это глобальное «упс» означало, что мы в скором времени не потянем обучение двух детей в частной школе. Да и одного-то уже с трудом осилим.
Во-вторых, младший сын пошел-таки в подготовительный класс той же частной школы. И начал задавать вопросы. На которые я не нашла ответов.
«Почему я должен туда ходить?» «Почему я должен спать там, когда велят, и гулять, когда велят? Я понимаю, что учение — дело обязательное, но ведь гуляние — это личное дело каждого? А если я не хочу?»
А воспитатели приветливо указывали мне, что мой прекрасный умный мальчик — одна сплошная проблема: у него плохая мелкая моторика и проблемы логопедические. Ну, вы же сами видите, какой он?
Какой? Прекрасный. Уникальный, любимый, умный.
И я решила включить голову и понять, зачем нам школа.
Младший очень интересовался химией. Я не могла ответить на его вопросы. Попросила помощи у педагогов. В ответ увидела искреннее недоумение: «О чем учитель химии, который учит восьмиклассников, может разговаривать с шестилеткой?».
Ой, подумала я. Ой!
Сперва пришло решение оставить дома младшего. Что я, не справлюсь с программой начальной школы?
И мы с мужем начали активно читать о хоумскулинге. Читали-читали и поняли, что уж если начинать этот эксперимент над своей семьей — то глобально, с обоими детьми.
Тем более, когда мы поглубже копнули, что именно стоит за хорошими оценками старшего, то пришли в некоторое замешательство. Не то, чтоб раньше мы не интересовались его знаниями, но системный, «от и до», мониторинг отдавали на откуп школе. Там же специалисты! Они же видят, что у него проблемы с десятичными дробями или причастиями!
Действительно ли овчинка стоит выделки? Действительно ли школа дает системные знания? Действительно ли это стоит тотальной зависимости всей семьи от школы? Потери свободы? Потери общего семейного психологического пространства?
Дети восприняли наше предложение с восторгом. Они любят бывать дома, хотя старший в большей степени экстраверт, чем младший.
Им всем было не страшно. А мне — очень.
Муж за короткое время стал убежденным сторонником хоумскулинга, он верил в наши силы. «Мы — два бывших преподавателя вуза, мы хорошо учились, у нас прекрасные отношения в семье, мы справимся».
Я же на какое-то время перестала спать. Потому что перед сном в голове крутилось: «Завтра я попробую объяснить старшему про дроби вот так и вот так, вот из того пособия надо взять страницу сто пять, а из этого таблицу и надо еще...»
Такие страхи типичны для родителей, начинающих хоумскулинг. Боишься не справиться. Боишься, что лишаешь ребенка чего-то важного и необходимого. Боишься, что ты теперь — социальный фрик, и если что, во всем будешь виноват только ты...

Дина Сабитова о типичных страхах и заблуждениях по поводу домашнего обучения
1-го сентября того первого года мы лежали на каменистом пляже в Судаке и бросали в воду круглые камешки. В это время вся страна стояла на линейке. Мне казалось, что я выпала в какую-то параллельную вселенную. Ибо, начиная с 1976 года, я всегда проводила 1 сентября на этой самой линейке. В своей школе, в вузе, потом как преподаватель, потом как мама детсадовца, как мама школьника...
И вот — море, солнце, галька, тишина и свобода. Так можно. Небо не упало на землю.
Тем не менее, набивать свои шишки на пути к этой свободе совсем в одиночестве я была не готова. И тут мне очень помог опыт тех, кто шел по дороге хоумскулинга задолго до нас.
Во-первых, нам очень помог Игорь Моисеевич Чапковский — ветеран и первопроходец семейного обучения в нашей стране.
Это была и юридическая, и психологическая, и организационная поддержка. Мы видели примеры других семей, знакомились с разными семейными историями, с разными сценариями и причинами ухода на СО. Понимали, что нам повезло: мы ушли на СО от хорошей жизни. А кто-то просто спасал ребенка от школьного невроза, для кого-то это был вопрос сохранения здоровья — и физического, и психического.
При этом Игорь Моисеевич очень трезво и честно предупреждал: СО не простой путь. Это труд всей семьи, это огромная ответственность, и «само» ничего не сделается. Если не готовы много работать, то не отказывайтесь от школы — это веками проверенный, не идеальный, но как-то работающий механизм.
Во-вторых, я нашла вдохновляющие и подробные рассказы родителей об опыте семейного обучения.
И даже целое сообщество единомышленников, где можно было и на проблемы пожаловаться, и выбор учебника обсудить, и интересными материалами поделиться.
А еще меня очень утешили материалы портала Интернет-урок.
Я представляла себе: вот сидит мой сын в школе, на пятой парте, и учитель что-то там толкует у доски. Мой сын смотрит в окно на мокрую ворону, потом вызывают Петю или Машу, которые решают задачу (а мой сын ее уже решил), потом долго диктуют домашнее задание, выясняют, кто дежурный...
Первый этап этого действа я (если надо) вполне могу реализовать дома: он может надеть наушники и слушать учителя. Не на ворону он при этом смотрит, а 15 минут погружен в мини-лекцию. Нет, это не идеальный способ познания, но он не хуже, чем в обычной школе. В чем-то даже лучше. Ибо минус ворона за окном.
Другое дело, что довольно быстро ты понимаешь, что от специфических школьных привычек и стереотипов можно и нужно отказаться. Все, что ты знал о постижении школьной программы, заточено именно под школьную ситуацию.
Два с половиной десятка детей на одного учителя
У тебя же один ребенок, а значит, и скорость, и методы изучения материала заточены именно на твоего ребенка. И все, что кажется тебе незыблемым стандартом, на самом деле — только вынужденная школьной ситуацией методика. Оптимум для класса. А не для одного человека.
Звонок на урок и с урока, фиксированное время занятий
Тебе была интересна тема по физике? Но — звенит звонок, и ты идешь на физкультуру или на химию — на середине фразы, на взлете интереса.
А если ты учишься дома? Сегодня сын так увлекся системами уравнений, что занимался ими три часа, а не сорок пять минут. А завтра он понял, что пять параграфов так взаимосвязаны, что их можно прочитать все вместе, не в пять уроков, а за один раз. А вот эта тема понята ровно за 4 минуты. А тут он пошел по ссылкам в Википедии и уже третий день читает про декабристов.
Устал? Болит голова? Почему-то не можешь сосредоточиться?
Но в школе расписание, урок прошел, не важно, что ты смотрел на ворону. Дома же, если ты устал через пять минут — иди и отдыхай. Болит голова? Займемся этим завтра.
Ничто никогда не потеряно.
Неинтересен или непонятен учебник
Да ради бога, их много, выберем тот, который понравится!
Или вообще будем изучать тему по энциклопедии.
Домашнее задание?
20 примеров про одно и то же? Зачем? Если ты уже все понял на пятом примере...
Сегодня мы живем в Коста-Рике. Осенью приедем в Москву, потом, возможно, поедем на Волгу, а потом — посмотреть Калифорнию. Дети учатся экстерном в 277 школе Санкт-Петербурга. Эта школа дает возможность сдавать зачеты удаленно, по сети. По некоторым предметам мы нанимаем репетиторов (например, иностранным языком дети занимаются с преподавателем по Скайпу), в каких-то предметах можем получать разовые консультации от специалистов, в каких-то предметах мы с мужем прекрасно разбираемся сами, в каких-то случаях хватает прекрасного учебника, в каких-то нужен поиск информации в интернете.
Но вот что самое главное я поняла, много раз отвечая на вопросы о плюсах семейного обучения. Ни одно решение не бывает стопроцентно выигрышным. Любое наше решение — это сочетание плюсов и минусов. Есть ли минусы в семейном обучении? Да, конечно, как же иначе. Ничто не намазано вареньем целиком.
А есть ли минусы в школьном обучении? Конечно.
Вес этих минусов очень разный для каждой семьи. Кому-то «ужас-ужас», а кому-то «а что такого?». Что-то теряет или приобретает ребенок, что-то теряют или приобретают родители. И важно определиться с вашим личным итоговым балансом.
Поэтому выбор семейного обучения — это именно выбор семьи. Для этой конкретной семьи хоумскулинг — оптимальное решение. Это не значит, что вам такое тоже надо. Это не значит, что вы с этим должны справляться. Это не значит, что ваше решение образовательного маршрута для вашего ребенка — хуже или лучше моего.
Это один из вариантов жизни семьи, один из вариантов жизни детей. И это прекрасно, что рельсы — не единственные, что можно жить по-разному.
Три самых главных плюса семейного образования:
Свобода
Свобода делать то, что хочешь делать именно сейчас. Свобода не делать то, что не хочешь. Свобода от мнений и желаний чужих, случайных людей. Свобода постижения мира не предписанным путем, а своим собственным. Свобода от показухи и начетничества.
Общение с ребенком
Возможность строить более прочные отношения. Возможность долгое время сохранять общие интересы, общий мир, избежать отчуждения, которое считается чуть ли не обязательным следствием сепарации детей от родителей.
Во многих случаях — более глубокие знания
Я не говорю сейчас о специальных школах, которые можно пересчитать по пальцам одной руки. Там звездные учителя и звездные дети. Но если брать обычную школу, то она оставляет очень много лакун в знаниях, на СО этого легко избежать.
Кто еще?
Ольга ЮРКОВСКАЯ, бизнес-тренер и консультант, Facebook

Семья Юрковских.
«Почему я не отдаю своих детей в школу? Странный вопрос... У меня скорее вызывает недоумение, почему умные образованные городские жители, особенно достигшие карьерных высот и материальной обеспеченности, ломают своих детей, безвинно заключая их на одиннадцать лет в эту Систему».
Семейка путешественников:
Ксюша (мама, рукодельница, парикмахер), Макс (фотограф), Александра (фотомодель и хоумскулер) и Максимка (самый юный путешественник).

«Мы решили сделать шаг к свободе выбора и образования, учителя и общения. А еще нам с дочкой сразу понравился факт, что нам не надо рано вставать каждое утро, куда-то идти в дикий холод, или в слякоть, дождь и непогоду, которые в России случаются нередко. Не надо ни с кем соперничать, драться на переменах. Теперь полгода мы проводим в Индии, несколько месяцев в Таиланде и других странах Юго-Восточной Азии и месяц-два в России».
...и миллионы семей по всему миру...
А для совсем смелых...
А для совсем смелых есть анскулинг. То есть отсутствие каких-либо норм и систем обучения. Никакой привязки к школьным срокам и схемам, полное доверие темпам и ритмам ребенка, следование за интересом и жаждой к знаниям!
Да-да, есть и такие дети, и они потом (при желании) запросто сдают экзамены и поступают в колледжи. Вот, например, Кейт Фридкис, блогер, анскулер, которая живет в Бруклине и пишет книгу о своем опыте домашнего обучения.
«Для меня домашнее обучение означало возможность читать весь день, а затем читать весь следующий день. Это означало возможность пойти учиться к людям, работой которых я восхищалась, проводить много времени, играя в ручье неподалеку, писать книги, которых я не могла найти, но хотела прочесть, пытаться ставить пьесы Шекспира, учиться игре на фортепиано и греческому языку, и все это — совершенно не беспокоясь о том, что случится, если у меня не получится. Домашнее обучение — это когда можно сделать ошибку и последствий у нее будет не больше, чем минутное затруднение. Потому что мне не надо было достигать каких-то определенных уровней. Я просто старалась сделать лучше, потому что мне хотелось сделать лучше, потому что, я думаю, все люди стремятся к тому, чтобы сделать лучше то, что они делают.
Мои родители решили не водить меня в школу просто потому, что им нравилось проводить время со мной. Это звучит слишком просто. Были ли они радикальными анархистами или состояли в движении за свободную любовь? Нет. Они просто два храбрых человека, которые верят, что дети умны от природы и естественным путем выучат те вещи, которые им будут необходимы для развития.
Главным образом, проблема в том, что я думала, что колледж будет началом нового восхитительного периода в жизни. А вместо этого я чувствую, что это наоборот конец. Раньше обучение могло начаться в любой момент, и для этого не надо было ждать, когда преподаватель встанет у доски и начнет говорить. Можно было дружить с кем угодно, а не только с людьми строго твоего возраста. В домашнем обучении было много проблем, и вот сейчас они становятся очевидными. Домашнее обучение заставило меня ожидать слишком многого. Оно дало мне много времени для того, чтобы подумать, кто я, поэтому мне не нужно делать этого сейчас. Колледж слишком искусственен для меня, тут все не так, как в реальном мире.
И это даже забавно, потому как всю мою жизнь люди говорили мне о том, что я, должно быть, не знаю реальной жизни. Люди часто думают, что хоумскулеры живут своей жизнью в своем маленьком замкнутом мире. Я не знаю, как доступно описать им свою жизнь. Не знаю, как преподнести бескрайний мир моего детства, в котором имели место правила, и я упорно трудилась над чем-то, просто потому что это было интересно. Что это за мир? Он не нормален. В нем нет уровней и степеней».
Есть такие семьи, которые воспитывают в детях дух предпринимательства и ответственности, свободы и творчества: например, писатель, блогер и сторонник упрощения и минимализма Лео Бабаута, отец шестерых детей. Я с удовольствием переводила его статьи про анскулинг, но в этот материал они уже, к сожалению, не поместятся, а прочитать их стоит!
Часть 1
Часть 2
И даже на русскоязычном пространстве есть люди, читать о которых очень приятно и полезно. Семья Зиниград, Яна и Саша, и их шестеро детей живут вместе и радуются друг другу, младшие дети учатся у природы, у жизни, у родителей и старших детей, у друзей и у всего мира.

Мне очень сложно закончить эту статью. Потому что тема обширная, интересная и очень важная.
Ведь от того, как мы сейчас будем воспитывать наших детей, как мы будем развивать их таланты, как мы сами будем учиться радостно, интересно, насыщенно жить с детьми и показывать им своим примером, что учеба — это не обязательные часы, которые нужно отсидеть в школе, а вся огромная, любопытная, яркая жизнь, — зависит будущее нашей планеты.
И все же я закончу статью размышлением Яны Зиниград на красивой ноте:
«Последние дни пытаюсь сформулировать мысль. Мысль такая: „В жизни ребенка обязательно должно быть ИЗОБИЛИЕ“. Сказала коротко, теперь долго буду пояснять :)
Ребенку должно быть знакомо изобилие. Скажу сразу: речь не идет о неограниченном количестве вещей (компьютеров, игрушек, одежды и т.д.). Я говорю о настоящем изобилии, которое идет к нам напрямую от Бога. Усыпанное плодами дерево, полная поляна ягод, бесконечный морской простор, цветочный ковер на лугу, упругая материнская грудь, полная чашка парного молока, яркий горячий солнечный свет, живительные потоки дождя.
...Пусть все поучительные разговоры о рыбке, которую без труда не вытащить из пруда, будут позже (а лучше пусть ребенок вообще никогда не услышит эту чушь).
В самом начале пути человеку нужно ощутить красоту и щедрость нашего мира: горстями насыпать себе в рот ягоды, набирать полные подолы плодов, умываться росой по утрам и греться в ласковых лучах солнца.
Кто-то скажет: такое возможно только в детстве, а потом все равно начнется тяжелая взрослая жизнь, так лучше сразу приучать ребенка к трудностям и готовить его преодолевать их.
Нет! Нет! Мы создаем ребенку реальность, реальность его жизни. И какой мы ее создадим, такой она и будет.
Скажем малышу, что жизнь — это прекрасное, полное радости и счастья чудо — такой она у него и будет.
Окрасим ее в серые мрачные тона, предупредим обо всех кочках и оврагах — так он и будет жить, не видя солнца из-за туч и глядя себе под ноги, боясь запнуться или провалиться в яму.
Наши дети который день слезают с шелковичного дерева только для того, чтобы взобраться на мушмулу, а в перерывах идут проверять, не поспела ли клубника.
Несколько раз слышала от них вопросы:
— А та девочка сказала, что мы ничего не будем уметь, если не будем учиться. Это правда?
— Нет, это не правда! Это одно из заблуждений состарившихся детей. Вы сможете
делать все, что захотите! Вы научитесь всему, что вам будет нужно!
А трудности... конечно, они случаются в жизни каждого человека. Но разобраться с ними легче тому, у кого было беззаботное, полное свободы, движения, игр и смеха детство. Детство с земляничными полянами и необъятным небом над головой».
Бесплатное обучение on-line
Проект Coursera. Курсы от лучших преподавателей всего мира, детище профессоров Стенфордского университета. Видео-уроки, тесты и сертификаты при успешном прохождении этих тестов. Огромное множество предметов: искусство, бизнес и менеджмент, компьютерные технологии, экономика и финансы, еда, медицина, различные науки, математика, музыка и фильмы — на любой вкус
На английском языке (в некоторых курсах есть субтитры на русском)
Академия Хана. Крупнейшая в мире онлайн-школа, уроки которой стали частью учебного плана в 20 000 классах по всему миру. А началось все с того, что Салман Хан решил помочь своей кузине Наде разобраться с математикой. Сестра жила в другом городе, поэтому Салману пришла в голову мысль записать видео. Так появились все эти неформальные видеоуроки «от старшего брата». У Академии Хана есть волонтеры, которые переводят уроки на все языки мира.

Русскоязычные ресурсы
http://freeedu.ru — сообщество о домашнем образовании в России и во всем мире
interneturok.ru — уроки практически по всем дисциплинам для школьников
univertv.ru — лекции по истории, информатике, литературе, биологии и т.д.
аудиохрестоматия.рф — произведения из мировой классики читают мастера сцены

Воспитывая ребенка - загадываешь на тысячу лет.
(япон.)
Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 21
Зарегистрирован: 04.04.16
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.08.16 11:46. Заголовок: Да, сколько споров в..


Да, сколько споров ведется по вопросу какое образование лучше для ребенка: домашнее или государственное?
Конечно все зависит от взглядов родителей и их воспитания.
Многие родители не могут быть рядом с ребенком целый день - т.к. работают, а бабушки и дедушки далеко. Приходится им отдавать детей в садик, а затем и в школьную систему и "ломать" своего ребенка или все-таки искать решение?




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 23
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет