Новинки! Акции. Скидки. Подарки
 
On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Форум начал работу!

АвторСообщение
полковник


Сообщение: 100
Зарегистрирован: 14.09.15
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.09.22 10:36. Заголовок: Тепляков: О некоторых проблемах возрастной психологии и школьной педагогики. Введение.


В 1988 - 1989 году многие проблемы возрастной психологии и школьной педагогики были решены и с 1995 г. опубликованы в книгах трех серий. Познакомиться с этими решениями и книгами можно на странице: http://rebenokh1.narod.ru/products.htm -
- Как развивать детей одаренными? - 1995 г.
- Читать - раньше, чем ходить - 1996 г.
и другие книги.

В этой теме мы предлагаем обсудить статью еще одного педагога-новатора - Теплякова Евгения, продолжившего борьбу советских педагогов - новаторов с оккупационной системой образования. Эта статья недавно появилась в его "Живом журнале". .

О некоторых проблемах возрастной психологии и школьной педагогики.

Введение.


Результаты, полученные в семье Тепляковых, ставят под сомнение «фундаментальные» особенности возрастного развития детей. В частности, несомненным является факт, что ребенок, строящий таблицы истинности, должен так или иначе овладеть формально логическим аппаратом и выйти на определенный уровень абстракции.

Пример задания. Логическая функция F задаётся выражением (¬z) ∧ x ∨ x ∧ y. Определите, какому столбцу таблицы истинности функции F соответствует каждая из переменных x, y, z. (пример 3 по ссылкеhttps://ege-study.ru/ru/ege/materialy/informatika/zadanie-2/ )

Однако, согласно наиболее распространенной в современной (по крайней мере, отечественной) психологии точке зрения, указанные операции недоступны ребенку до 11-14 лет. Классические психологические труды Л.С.Выготского, Ж. Пиаже и пр. были в огромной степени обусловлены той исторической реальностью, в которых создавались. Так, со времени написания «Мышления и речи» прошло без малого сто лет. Достаточно будет сказать, что в 30-е годы 20 века СССР боролся с массовой безграмотностью, по различным оценкам, число неграмотных на момент Октябрьской Революции составляло до 90% населения, а к грамотным относили тех, кто мог написать свое имя или прочесть его по слогам. Добавим к этому также сословное неравенство, выраженное в фразе «Это-то и ужасно, мужик, а тоже лезет в гимназию» императора Александра III, а также тот факт, что многие представители более образованного сословия выступали за сохранение статус-кво с оружием в руках, и поймем, что речь идет в первую очередь закономерностях развития детей, не имевших ни образованных родителей, ни богатой в культурном плане среды, ни альтернативных источников информации (телевидения, сети интернет, книг…)Несомненно, ситуация кардинально отличается от нынешней, когда, по официальным данным, в первые классы школ приходят до 70-80% грамотных (по меркам царской России).

К сожалению, все эти факты никоим образом не влияют на позиции большинства психологов и официальных лиц в сфере образования. Найденные в прошлом закономерности возводятся в ранг догматов, а любые отклонения от них трактуются как ничего не значащие или даже опасные,и это несмотря на то, что постулат «Обучение ведет за собой развитие» формально признается большинством психологов и педагогов.

Однако признание это, положенное в самое основание педагогической науки и практики, остается ограниченным некими возрастными рамками, формально разделенным на «допустимое» и «недопустимое» обучение… Допустимым является почему-то только обучение «по возрасту» в рамках искусственно установленных для этого возраста ограничений на объем и глубину изучаемого предмета.

Так, ребенок, обучающийся по возрасту согласно программе «школа России», должен успешно справляться с заданиями вида (https://uchitelya.com/matematika/149117-vpr-po-matematike-1-klass.html или https://co8a.ru/wp-content/uploads/2021/05/ma-01_demo-spetsif-ed21602b1d024724.pdf, https://mcko.ru/uploads/documents/zamena-vsoko_ma-1_spetsifikatsiya-i-demo-90b26492a4fbb717.pdf усложненная версия) и набирать восемь баллов из 20. Это задания вида «5+2», «7+3-1», простейшие операции с переходом через десяток, сравнение числа монет у детей (2-3 монеты разных номиналов). В приведенном выше примере для подтверждения успешного освоения программы достаточно решить с одной ошибкой первые пять заданий.

Да, несомненно, школьная программа — это не только математика, но с точки зрения психологии математика является наиболее наглядной иллюстрацией «развития формально-логического мышления», а работа с цифрами, геометрическими формами – одним из первых переходов от конкретного мышления к абстрактному.

Большинство читателей, видевших современного восьмилетнего ребенка, на этот недоуменно пожмут плечами; их ребенок такие задания решал ещё в детском саду, да и прочесть страницу из букваря он тоже был в состоянии. У многих ребенок писал печатными буквами, у некоторых-письменными.

Так в чем же причина подобного подхода? Почему обучение ребенка в школе происходит не по уровню? Разница между даже простейшими заданиями ЕГЭ по информатике (пример выше), математике ( например, «Катер должен пересечь реку шириной L=50 м и со скоростью течения u=2 м/с так, чтобы причалить точно напротив места отправления. Он может двигаться с разными скоростями, при этом время в пути, измеряемое в секундах, определяется выражением t=Luctgα, где α — острый угол, задающий направление его движения (отсчитывается от берега). Под каким минимальным углом α (в градусах) нужно плыть, чтобы время в пути было не больше 25 с?») и приводимыми выше огромна!
Как показали наши результаты, семи-восьмилетие дети в состоянии справляться с подобными задачами. То же касается и усидчивости либо «возрастных ограничений», предположения о которых строятся на неверной модели психического развития. Так, к примеру, миф о неспособности ребенка длительное время удерживать внимание разбивается о реально проходившие испытания ЕГЭ, ОГЭ, итоговые сочинения наших детей. Каждый из указанных экзаменов длился до 3-4 часов чистого времени, в ряде случаев дети использовали его полностью. На протяжении нескольких часов дети удерживали внимание, справляясь с достаточно сложными задачами и не имея никаких послаблений «по возрасту» (за исключением некоторых курьезных случаев, когда, например, организаторы по всей школе искали стульчик повыше).

Классно-урочная система.

Вопрос становления классно-урочной системы, на наш взгляд, неразрывно связан с теми проблемами, которые необходимо было решать обществу на определенных этапах развития (ликвидация безграмотности на ранних этапах становления СССР, стандартизация образовательного процесса). Сам по себе вопрос формирования одновозрастных групп воспитанников/учащихся, равно как и эффективность такого подхода, является дискуссионным. Очевидно, что в рамках классно-урочной системы вопрос работы в т.н. зоне ближайшего развития ребенка, учет его индивидуальных особенностей при освоении материала является затрудненным, сама система не физиологична, тут мы вспомним, сколько копий было ломалось в дискуссиях о типах парт, продолжительности уроков, количестве и качестве той же физкультуры…

Однако несомненно, что в плане организации и простоты администрирования классно-урочная система выигрывает. Здесь есть установленные учебные планы, поурочная нагрузка расписана, а у учителя всегда есть возможность разделить детей на одаренных и прочих. Непосредственно для ребенка в его «естественной среде обитания», о которой, к сожалению, в нашем обществе практически забыли, является нормой общение с разновозрастными детьми и взрослыми. Эта модель встречается как в многодетных семьях, особенно – в многопоколенных, так и, вынужденно, в небольших школах и детских садах сельской местности, вынужденных формировать класс-комплекты и дошкольные группы из разновозрастных детей.
На искусственность подобного рода формирований указывает и тот факт, что в процессе взросления социальное взаимодействие неизбежно уходит от монотонной по возрасту группы к группам единомышленников, имеющим близкие взгляды и ценности, трудовым коллективам и проч. Ситуация только усугубится если мы вспомним, что половое созревание происходит неоднородно не только у мальчиков и девочек, но и у детей одного пола.

Однако в рамках современной классно-урочной системы РФ все эти вопросы выносятся за скобки, школа от итоговой цели (воспитание гармоничной личности, способной самостоятельно мыслить и оперировать знаниями, полученными в рамках освоения школьной программы), по сути, ориентирована на процесс и формальные признаки (средняя успеваемость в классе, выраженная в баллах по тому или иному предмету, число детей, состоящих на учете в ПДН, успешность сдачи экзаменов ОГЭ и ЕГЭ, число не получивших аттестат), не замечая за этими формальными признаками реальных целей и задач образования.

Конечно же, не все школы и не все учителя этим грешат, но в ряде школ мы могли наблюдать следующее: в то время, как после проведения в 2021 году Основного Государственного Экзамена по математике за 9 класс число двоек в некоторых регионах доходило до четверти, учителя максимально отстранялись от проблемы, сваливая вину на дистанционное образование, родителей, «некачественных» учеников, которые якобы не способны учиться и осваивать программу.

Правомерна ли подобная позиция, если вспомнить, что этих детей в стенах школ учили девять лет? Чем вообще занимается учитель на уроке? Отбывает номер?

Альтернативные подходы

Существует ли альтернатива классно-урочной системе? Да, несомненно. Например, во многих школах США учащиеся выбирают набор дисциплин и глубину изучаемого уровня исходя из собственных интересов, текущих знаний (определяются пререквизитами того или иного курса). В случае модульного обучения дисциплина не привязана к календарному году и может быть сдана сразу после её освоения, индивидуальные подходы и индивидуальные учебные планы позволяют как ускорять изучение, так и менять структуру и соотношение изучаемых элементов образовательной дисциплины (предмета). Альтернатив много.

Но… как показывает практика, образовательная система не заинтересована в их поиске, по крайней мере-для рядового ученика. Образовательной системе проще закрыться, отрицая очевидное, тиражировать недостоверную и научно неподтвержденную информацию о том, что «до семи лет рука ребенка не готова к письму», «психология ребенка шести лет не позволяет ему осваивать школьную программу», «формально-логическое мышление у детей до 12-14 лет невозможно и в природе не встречается» и, самое главное, «от осинки не родятся апельсинки» как форму народной мудрости, обосновывающую социальное неравенство и стратификацию общества.

И действительно, это перед СССР стояла задача всеобщего обучения, воспитания нового человека и построения новой модели общества, описанного Беляевым, Ефремовым, Булычевым. Это СССР в рамках марксистской идеологии постулировал равенство возможностей, «переход количественных изменений в качественные», «снятие противоречий» через синтез тезиса и антитезиса. Идеологическая база современной России как страны, отказавшейся от социалистической идеологии и перешедшей к рынку с элементами «восстановления монархии и социальной стратификации» гораздо проще. Перед современной школой попросту не ставится задача повышения эффективности и поиска новых образовательных траекторий для массового потребителя.

Обоснование может быть любым. Это и вопрос финансирования (как известно, в той же Москве на каждого ребенка выделяется 170 тысяч рублей в год, что в пересчете на учебные периоды составляет почти 20 тысяч в месяц. Достаточная сумма для организации индивидуального обучения при наличии желания со стороны руководства образовательной системы), и вопрос искусственного ограничения траекторий высшего образования (согласно официальным данным последних лет, до 55% детей идут в ПТУ, а из оставшихся почти 70% не переходят в магистратуру, ограничиваясь получением степени бакалавра). Факт прост, системе не интересны иные результаты, так как школа в большей степени выполняет функцию передержки не- и малоквалифицированной рабочей силы, а не подготовки силы высококвалифицированной.

Простой факт. В год в России рождается менее 1.4 миллиона детей. При сохранении текущих тенденций высшее образование из них получит 600-700 тысяч. На излете СССР в ВУЗы поступало 1-1.2 миллиона человек ежегодно. https://romix1c.livejournal.com/15206.html



То есть, даже с количественной точки зрения, не беря в расчет структуру высшего образования РФ и СССР, соотношение гуманитарных и естественно-научных специальностей, научно-технический прогресс и проч., даже количественное замещение специалистов невозможно. Напомню, что специалисты, заканчивавшие ВУЗы в 80-х гг. 20 века, уже выходят или даже вышли на пенсию, а в постсоветский период число лиц, получающих высшее образование, значительно возросло, из 2.5 миллионов родившихся в условном 1983 высшее образование есть у половины, то есть, 1.25 миллиона человек, что практически эквивалентно всем родившимся в 2021 году детям. Это не говоря о том факте, что в ряде развитых стран (Австралия, Южная Корея, Сингапур) высшее образование - норма, его получают 70-80% всех детей.

О психологии одаренности.

Несмотря на то, что идеи одаренности, как и её изучения, культивируются не только в нашей стране, но и по всему миру, зачастую получаемые в этой области результаты, особенно если речь идет о «раннем выявлении», дошкольниках, а в некоторых случаях чуть ли не анализе ДНК родителей, разочаровывают, если не сказать больше. Прогностическая валидность у всевозможных психологических тестов «Заборчик» невысокая, что же касается наиболее проработанных шкал, таких, к примеру, как тест Бейли, то ряд психологов считает, что высокие показатели психического и физического развития в столь раннем возрасте (от нуля до 42 месяцев) не показывают корреляции с дальнейшими результатами ребенка. Это же касается и тестов интеллекта.

Проблема большинства тестов «одаренности», «креативности», «интеллекта» и «развития» заключается в том, что, как правило, изначально они разрабатывались для выявления слабых зон и диагностики умственной отсталости, это и шкалы Бине/Стенфорд-Бине, и даже упомянутый выше тест Бейли. Кстати, с подобной задачей они справляются вполне успешно. Что касается теста Векслера и его адаптаций, то любой профессионал в психометрии знает об эффекте потолка, тот же эффект имеется и в матрицах Равена.

Для неспециалистов приведем пример оценивания первого субтеста для детей возраста 5л 3м - 5л 6м. Так, среднему показателю (и коэффициенту интеллекта 100) соответствует 5 правильных ответов из 30, коэффициенту «выше среднего», в районе 115 баллов IQ, соответствует 6 правильных ответов, а коэффициенту «ниже среднего», примерно 85 баллов IQ, - 4. Как мы видим, сырые баллы этого теста очень дорогие, разница в 2 балла соответствует 30 баллам IQ! Для знакомых с математической статистикой читателей отметим, что, согласно модели интеллекта, мы имеем дело с нормальным распределением баллов, мат. ожидание которого равно 100, а стандартное отклонение - 15. То есть, разница в баллах айкью составляет два стандартных отклонения! Это значит, что в диапазон 4 - 6 правильных ответов попадает до двух третей всех детей.

Но что мы видим на верху шкалы? За семь правильных ответов ребенок «заработает» результат, примерно соответствующий 125 баллам коэффициента интеллекта, за восемь- 140.

И всё. Потолок. За 9 правильных ответов он получит 150 баллов, за десятый уже не получит полной суммы, добавится буквально 3-4 балла, а потом… НОЛЬ!
За результат в 30 правильных ответов из 30. То есть, шкала устроена таким образом, что исследователь просто лишен возможности зафиксировать и оценить по-настоящему высокие результаты, выходящие за пределы возрастных норм.

Вопрос может быть частично решен коррекцией на возраст испытуемого (что, к примеру, используется при оценке соответствия психологического возраста фактическому в шкалах Бине).

Так, например, в указанном выше субтесте ребенок 15 лет 11 месяцев в норме отвечает на 19-20 вопросов из 30 (это примерно соответствует коэффициенту интеллекта 100, потолок у шкалы задается только невозможностью ошибиться (максимальный балл выставляется за 29-30 правильных ответов из 30). То есть, пятилетний ребенок, получивший 10 сырых баллов из 30, показал бы результат, свидетельствующий о глубокой умственной отсталости для пятнадцатилетнего, а такой же ребенок, получивший 25 баллов и больше, - о высоком интеллекте для подростка.
В декабре 2020 года наши дети (Алиса, Хеймдалль и Лейя) прошли тестирование по тесту Векслера, их результаты с коррекцией на возраст соответствовали диапазону 220-250 баллов, при этом само тестирование проводилось в полном соответствии с официальной процедурой. Подобный выброс невозможно объяснить статистически, так как указанные результаты были продемонстрированы несколькими детьми, в то время как, принимая гипотезу о нормальности распределения коэффициента интеллекта в популяции, даже значение 200 статистически невозможно. Это свидетельствует о том, что, во-первых, теория, требующая изначальной заданности «потолка» интеллектуальных возможностей, неверна, а во-вторых, у психологов попросту нет работающих инструментов, позволяющих определять одаренность, опираясь на интеллект. Структурная теория интеллекта Д.В. Ушакова, как и другие попытки изменить форму не меняя содержания, не в состоянии ответить на поставленный вопрос. Выделение «кристаллизованного», «флюидного», «практического», «эмоционального» и прочих форм интеллекта также на это не способно.



Зачем нужна одаренность как концепт?

В случае работы профессионального тренера, учителя музыки, танцев и прочих одаренность помогает, во-первых, установить критерии отбора (тренер не готов работать «с нуля», ему может не подходить конкретный обучающийся, его характер, способы взаимодействия с ним), а во-вторых, зачастую, снять с себя ответственность за тех, с кем результат «не получился». Так, логично, что школа бега может выбирать спортсменов по определенным антропометрическим характеристикам, которые лучше ложатся на имеющиеся в арсенале преподавателей, специалистов по спортивной медицине и биомеханике техники. Это нормально и объяснимо, профессиональный спорт не вправе тратить ресурсы высококвалифицированных тренеров на всех, перед ним стоит задача подготовки олимпийского чемпиона или хотя бы претендента на медали. Так, к примеру, в школе фигурного катания критичными являются рост и вес спортсменки, на примере учениц Тутберидзе, доминирующих в этом виде спорта на протяжении нескольких лет, мы видим, что изменение указанных характеристик, связанное с прохождением процесса полового созревания, неизбежными при этом изменениями фигуры спортсменки, её веса и роста, приводят к неотвратимому снижению спортивных результатов.

Другое дело – обучение, школа, которую было бы правильнее сравнивать с физкультурой, а не с профессиональным спортом. Перед школой не стоит задача научить каждого бегать 100 метров за 9.5 секунды, не стоит перед ней и задача научить ОДНОГО спортсмена бегать 100 метров за такое время. Даже задача изучения принципиальной возможности подобного перед школой не ставится. Задача массовой школы – научить ребенка бегать. Каждого. Найти к нему подход, используя при необходимости весь психолого-педагогический арсенал, методы инклюзии, индивидуальный подход…
Но, к сожалению, позиции «школы одаренности» слишком сильны, массовое образование скатывается в навешивание ярлыков (это существенно проще), деление детей на сорта и снятие с себя ответственности магическим «а что вы хотите? Не каждому дано».

Как это ни парадоксально, фактически в образовательной системе выстроена стена из неприятия результатов раннего развития, развития через обучение, даже самого факта возможности обучения детей «до семи лет», а с другой всячески культивируется идея разделения детей на сорта по «степени одаренности» с тем, чтобы снять с себя всяческую ответственность за судьбу «менее одаренных» детей и ни в коем случае не дать им догнать «более одаренных» сверстников. На то же направлено и желание любой ценой остановить или хотя бы замедлить детей, которые все же смогли вырваться вперед, отрицая показываемые ими результаты или, в крайнем случае, объяснив их «особой одаренностью», «сверхгениальностью» или ещё каким-то не каждому доступным, а подчас - даже вредным, отклонением.

Что делать и при чем тут Тепляковы?

Результаты, показанные нами, свидетельствуют о том, что, при наличии объективного и беспристрастного (а по возможности и анонимизированного) контроля знаний детей, семи- и восьмилетние дети демонстрируют результаты, свидетельствующие о полном освоении образовательной программы на уровне не хуже, чем у «системных» детей, находящихся в школе 11 лет.
Мы не утверждаем и никогда не утверждали, что наборы учебников, методических материалов или организация учебного процесса в нашей семье являются объективно наилучшими, более того, мы считаем, что в нормальной ситуации обучение детей по всем предметам школьной программы силами одного или двух родителей невозможно. Очевидно, что учитель предметник с большим опытом, хорошим образованием и высокой профессиональной компетентностью смог бы гораздо более полно осветить проблемную область, выявить пробелы в знаниях детей и устранить их, провести работу над ошибками и определить направление дальнейшего изучения предмета (зону ближайшего развития ребенка). Мы лишь продемонстрировали, что препятствие, о котором массово говорят при приеме в школу, да и в процессе получение школьного образования, а именно-возраст ребенка, таковым не является. Да, с точки зрения классно-урочной системы это неудобно. Да, с точки зрения текущей администрирования образовательного процесса это сложнее. Да, учитель в подобной системе несет личную ответственность за результаты КАЖДОГО ребенка и не может списать их на магическое «не дано».
Возможно, система высшего образования окажется ещё более ригидной, чем система среднего. Но все это-не более, чем организационные препоны. Фактически же мы показали, что нельзя редуцировать психику ребенка к упрощенной стадиальной модели, концепции «ведущей деятельности» и рассматривать социально обусловленный процесс обучения, доставшийся нам в наследство ещё из XIX века, если не из более ранних времен, как наиболее прогрессивный, единственно верный и направленный на «гармоничное развитие личности».
Личность, как показывает практика, зачастую именно в нем и оказывается максимально ограниченной в своем развитии.

Вот лозунг мой и Солнца! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 75
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет