Как заниматься с ребенком, чтобы опередить школу
http://www.proza.ru/2014/12/17/292 Павел Тюленев
Ольга спрашивает: "Мои сынули приболели и отстали... Как заниматься с ними, весь день или нет? - для того, чтобы догнать или опередить школу?"
Никаких занятий! Не должно быть никаких занятий. Забудьте это слово навсегда. Даже чтобы оно внутри вас не появлялось. Должно быть только какое-то серьезное дело, или подвиг, который по-настоящему вдохновит ребенка. Если ребенок почувствует фальш, результат снизится.
Существует много способов, то есть серьезных дел, которыми можно зажечь таланты детей.
Например. В 1966 году я решил устроить с братьями "заговор против школы". Братья загорелись - им тоже очень понравилось учинить заговор против школы! То есть, "обставить" её, закончить её раньше срока.
Я им как ни в чем ни бывало сказал, что это возможно - меня же освободили от трех-четырех предметов сами педагоги... Тем более, контакт у меня был с завучем, Лидией Петровной Томат - она верила в меня и по её глазам я понял, этот "проект" у нас пройдет "на ура"...
Но сначала мы сделали вывод: надо было сделать малое победить каждому свой класс. Весь и сразу. Браться начали рассуждать и сами сделали вывод: "Для этого надо срочно прочитать все учебники и прорешать все задачки. Показать это всё директору или завучу, сдать устные экзамены, если надо. Но тогда, - они сами решили, - надо всё выучить наизусть! И, таким образом, послать свой класс ко всем чертям и уйти вперед.
Девиз: "Слово - дело!" Через неделю почти вся программа уже была пройдена. Я даже сам удивился.
"Аппетит приходит во время еды".
Тут же решили и следующий класс "победить" и обставить - ведь надо было всю школу обойти "на поворотах".
Немедленно братья взялись заговорщически и друг друга подзадоривая - за программу следующего класса.
Короче, где - то за полгода, я думаю, они бы догнали меня.
То есть, они бы, если их не остановили, прикончили бы сразу четыре - пять классов. Мне оставалось их только кормить и сладким угощать...
Ко мне был лишь один вопрос: "А ты поможешь, если что-то будет непонятно?"
"Конечно! – отвечал я. - Но, уверен, что Вы и сами во всё разберетесь – ведь программа рассчитана, мягко говоря, на отсталых учеников!" - отвечал я, давая им понять, что они не чета остальным ученикам и всё могут" - но в более резких выражениях.
Но помогать не пришлось.
Младший - Иван оказался настолько способным - что он мгновенно всё схватывал, быстро догнал среднего, Михаила, который учился на класс впереди. Иван начал удивлять, как ни в чем не бывало, с уверенным видом спокойного превосходства, в случае чего, объяснял среднему, Михаилу. Короче, он устроил "заговор против нас" - я подумал, что он решил обставить и нас. Но я только радовался такому развитию событий!
Я увидел в этом большое удобство для себя: если Иван догонит, и если они теперь будут учиться в одном классе, то мои заботы сократятся в два раза!
Я даже осторожно мечтал: хорошо бы, чтобы они вместе со мной окончили школу и поступили ... в институт! Тогда больше не было бы никаких забот об их будущем!» - ведь я был, по сути, в отсутствие матери, главой семьи.
Но в младшем брате я увидел помощника, который, пожалуй, был сильнее меня: он помнил всё и всегда. В деталях мог воспроизвести всё, что было несколько лет тому назад... А тут - какие-то учебники, которые он просматривал за какие-то мгновения. И я был уверен, что помогать среднему брату, в случае чего, и вдохновлять его будет младший брат Иван, который меня вообще освободит от всех забот.
Короче, через полторы недели я уже пошел к директору и сказал, что братья немедленно готовы начать учиться в этом году: младший - на два класса вперед, а средний - на класс вперед.
Желательно их записать в один класс, и тоже в "В", чтобы ашникам и бэшникам показать, как надо учиться, а вэшников и гэшников - вдохновить...
На самом деле, за эту четверть мы хотели пройти ещё один год.
Ну, а к концу года они вознамерились уже догнать меня.
Я только радовался: у меня будет повод хоть раз почитать учебники - а то ведь я почти их не читал... :( - некогда было: у всех нас была ещё музыкальная школа, куча спортивных секций, где хотелось себя попробовать, кружок бальных танцев и радиокружок, юных космонавтов и прочее.
Когда дети, братья превращались в «заговорщиков", их способности, как мне показалось, возрастали десятикратно. :)
Младший проявлял просто чудеса: пролистав учебник за несколько минут, взглянув на страницу хотя бы один раз, он мгновенно всё запоминал и был для среднего как справочник...
Ну, естественно, средний, Михаил тоже старался не отставать, и скоро догонял - хотя тратил больше усилий.
В общем, если родитель сумеет увлечь заговором, или состязанием – в общем, серьезным делом - тогда дети на глазах превращаются в гениев - им всё становится нипочем.
О других обстоятельствах, сопровождавших я рассказал в книге: "Методы и модели максимального раскрытия генетически-обусловленного потенциала детей для родителей" -
http://www.proza.ru/2013/05/17/1926 С детьми же, которые ещё не "испорчены школой дела обстоят проще. Они, - особенно девочки, - могут самостоятельно пройти всю школьную программу, "играя в школу" со своими куклами, см:
http://www.rebenokh1.narod.ru/videoread1.htm