Новинки! Акции. Скидки. Подарки
 
On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Форум начал работу!

АвторСообщение
постоянный участник




Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.11.10 11:11. Заголовок: Олег Шведов: как бороться с 12-леткой?


Олег Шведов

Как бороться с 12-леткой?

(Размышления молодого ученого - лидера в рейтинге "Молодых ученых России" по математике)
1. Последствия второгодничества

Надвигающаяся реформа общего образования вызывает все большее беспокойство общественности. Это и понятно: всю Россию оставляют на второй год, унижая человеческое достоинство наших еще не родившихся детей, давая всем понять, что представители последующего поколения изначально считаются более ущербными, чем мы. Отчасти в этом виноваты те, кто обучаются сейчас в школе: в настоящее время подростки достаточно активно употребляют спиртные напитки, курят, а кто-то пристрастился и к наркотикам вместо того, чтобы осваивать школьную программу. При этом у учителей складывается мнение, что детям трудно учиться, они перегружены, и программу надо растянуть. Нерадивые же учащиеся пользуются всеми льготами еще советской системы образования, получая возможность беспрепятственного поступления в вуз в 17-летнем возрасте практически без усилий: потенциальных "второгодников" школа вытягивает изо всех сил, чтобы не портить статистику. Расплачиваться за халатность и безалаберность нынешних школьников придется нашим будущим детям.

О негативных последствиях увеличения возраста поступления в вузы уже написано немало, в том числе в "Русском переплете" . Действительно, эффективность подготовки молодых ученых будет резко снижена. Еще Д.И.Менделеев ("Заветные мысли". М.:Мысль, 1995, с.234) писал: "Когда заговорят потребности, естественные в возрасте выше 20 лет, тогда ученье и вся прелесть науки не могут уже так увлекать и захватывать всю жизнь, как то делается в более ранний период. Самым впечатлительным и влиятельным для всей остальной жизни должно считать, судя по моему опыту, основанному на многих тысячах испытанных мною юношей, именно возраст от 16 до 20 лет, и этот период наибольшей умственной восприимчивости должно назначать прежде всего для получения или специального образования в высших учебных заведениях, или по окончании среднего образования в жизненном вступлении в ту или иную специальность дальнейшего служения интересам общества."

Сейчас объем информации, необходимый для того, чтобы только приступить к научной работе, по сравнению с 19-м веком многократно возрос. А значит, следовало бы задуматься над снижением, а не увеличением возраста поступления в вузы, чтобы к 20-летнему возрасту молодой человек мог получить образование хотя бы на уровне магистра. Ведь современные сложные разделы квантовой физики и абстрактной математики требуют длительного самостоятельного обдумывания. Для этого студент должен быть свободен от всех посторонних (бытовых, семейных, материальных) проблем. А такими качествами обладают только дети.

Далее, любая творческая деятельность требует полной самоотдачи, работы в буквальном смысле днем и ночью. Но даже при самых благоприятных условиях для полноценной самореализации человеку отпущено природой очень мало времени хотя бы потому, что первого ребенка рекомендуется рожать до 30 лет. На Западе многие пары не могут иметь своих детей и всеми правдами и неправдами пытаются усыновить наших. Не является ли это обратной стороной 12-летнего образования в школе?

Даже сейчас, когда возраст поступления в вузы составляет, как правило, 17 лет, для получения квалификации "магистр" требуется 6 лет, а срок обучения в аспирантуре составляет 3 года, только к 26 годам среднестатистический молодой ученый формируется как личность. Аналогичные проблемы возникают и в искусстве: будущий специалист в области музыки поступает в консерваторию, как правило, после музыкального училища, а затем обучается в аспирантуре или ассистентуре-стажировке, получая необходимые навыки лишь к 27 годам. Разумеется, столь позднее получение образования абсолютно неприемлемо.

Не случайно выдающимися учеными становились те, кому удалось приступить к научной работе в значительно более молодом возрасте. Такими людьми были Л.Д.Ландау и Н.Н.Боголюбов: первый из них в 14 лет поступил в институт, второй - в 13 лет стал сразу аспирантом. Впоследствии они и стали наиболее яркими личностями, определившими пути развития теоретической и математической физики в 20-м веке. Сейчас трудно сказать, были бы наши научные достижения значимы на мировом уровне, если бы наших выдающихся ученых заставили учиться в 12-летней школе.

В то же время, нынешнее бурное развитие "лженауки" свидетельствует о том, что многие недостаточно хорошо изучили то, что формально "прошли" в вузах. Многие студенты и аспиранты не проявляют должного интереса даже к своей области науки, недостаточно активно осуществляют научные исследования. Вот к чему приводит послупление в вуз в "зрелом" возрасте!

Негативное влияние увеличения сроков обучения отражается и на уровне научных публикаций, который неуклонно падает, хотя количество ученых растет. Сейчас уже нет выдающихся ученых, равных Л.Д.Ландау и Н.Н.Боголюбову. И если в начале 20-го века Нобелевские премии присуждались за создание квантовой теории, перевернувшей наши представления о мироздании, в середине 20-го века - за устранение расходящихся выражений в квантовой теории поля, то в конце века - всего лишь за вычисления в одной из моделей квантовой теории поля с использованием размерной регуляризации.

Вообще, любая система образования с фиксированным сроком обучения представляется социально несправедливой для тех, чья деятельность в будущем потребует более высокого уровня образования. Например, рабочий и при 12-летнем сроке обучения в школах сможет спокойно начать трудовую деятельность в 19-20 летнем возрасте, окончив основную школу и ПТУ. Для него увеличение сроков обучения в школе будет даже выгодно: не так быстро придется прощаться с детством. А у будущих научных работников детство затянется до 27-28 лет. И это несмотря на то, что физиология у всех людей (продолжительность жизни, границы детородного возраста, возраст полового созревания, потребности в пище) практически одинаковая. Пожалуй, такая дискриминация более образованных людей неприемлема.

При нынешней образовательной системе люди науки достигают вершин в своем деле занчительно позже, чем представители других профессий. Сейчас никто не удивляется артистам эстрады, добившимся славы в 16-летнем возрасте; преуспевающим молодым бизнесменам; политикам, пробившимся в депутаты Госдумы в 22 года; 23-летним чемпионам мира по шахматам. И только среди научных работников самому молодому академику - за 40. Значит, что-то не так в подготовке научных кадров.

Думается, всем гражданам независимо от будущей профессии следовало бы предоставить одинаковые стартовые возможности. А этого можно достичь, только устанавливая сроки обучения в школе индивидуально в зависимости от способностей ребенка. Такая возможность у нас уже давно (с 1992 г.) предусмотрена законодательно, только ее почему-то очень плохо используют: Закон РФ "Об образовании" предусматривает право на ускоренный курс обучения для обучающихся всех образовательных учреждений.
2. Успехи семейного образования

Меня очень удивляет, что многие из журналистов, освещающих проблемы школьной реформы, не очень хорошо знают права и обязанности родителей, детей, школы и государства в области образования. Наша Конституция четко разграничила полномочия родителей и государства. Обязанность родителей - обеспечить получение ребенком основного общего образования. В соответствии с Законом РФ "Об образовании" родители вправе как направить своего ребенка в школу по своему выбору, так и дать ему школьное образование своими силами в семье. Государство при этом должно разработать государственный образовательный стандарт, установив, чему конкретно должны научить родители своего ребенка (самостоятельно или с помощью школы), и поддерживать различные формы образования и самообразования. Законом РФ "Об образовании" установлены следующие формы освоения образовательных программ: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, семейное образование, самообразование, экстернат. При этом допускается сочетание различных форм получения образования.

И в советское время находились родители, которые стремились ускорить развитие своих детей, считая школьную программу слишком замедленной. Классический пример - выдающаяся семья Никитиных (Б.П.Никитин, Л.А.Никитина. "Мы, наши дети и внуки". М.:Лист, 1997). Каждый из семерых детей в этой семье окончил школу раньше сверстников. При этом дети практически не болели и добились также больших успехов в спорте. Развитие детей в семье Никитиных начиналось с самого раннего детства. Играя в различные интеллектуальные игры, дети успешно осваивали элементы школьной программы. Самый талантливый из детей - Антон - в 8 лет пошел в 5-й класс.

Увидев в системе Никитиных непосредственную опасность для своего безоблачного существования, официальные педагоги и врачи набросились на беззащитную семью. Никитиных поливали грязью, обвиняли в "антинаучности", вместо того, чтобы обобщать подобный прогрессивный опыт. И в наши дни "Московский комсомолец" уже после смерти Б.П.Никитина назвал семью Никитиных "выродочной".

К сожалению, семья не была свободна от внутренних противоречий. Л.А.Никитина фактически была против интеллектуального развития детей в части получения ими высшего образования. В результате дети не смогли реализовать свои способности в полном объеме и достигли меньшего, чем могли бы. Первопроходцам, как известно, всегда трудно. Тяжело в одиночку бороться с целым государством, отстаивая права своих детей.

Но результаты Никитиных не пропали даром. Используя разработанные Никитиными интеллектуальные игры и тщательно анализируя их опыт, семья Князевых сумела добиться еще больших успехов в воспитании дочерей Дианы и Анжелы, которые, обучаясь в форме экстерната, закончили школу и поступили в Финансовую академию при Правительстве РФ в 10 и 12-летнем возрасте. Девочки за 3 года успешно прошли 5-летнюю вузовскую программу и поступили в аспирантуру, где сейчас и обучаются.

Успехи семьи Князевых должны вдохновлять каждого, кто только собирается обзаводиться детьми. Важно отметить, что никакого ущерба здоровью детей не наносится: дети развиваются самостоятельно с использованием преимущественно игровой формы получения образования, гармонично сочетая умственные и физические нагрузки вместо того, чтобы просиживать за партой в соответствии с непонятно кем разработанным расписанием занятий. Не будем забывать и о том, что Диана Князева лишь повторила достижение Н.Н.Боголюбова, который в свое время поступил в аспирантуру также в 13 лет, при этом никаких негативных последствий для здоровья отмечено не было.

По-видимому, график развития сестер Князевых - оптимальный для тех, кто собирается в дальнейшем заниматься научной или иной интеллектуальной деятельностью, требующей серьезного образования. Хочется надеяться, что к моменту создания семьи Диана и Анжела успешно получат ученую степень доктора наук и (возможно) ученое звание профессора, сумев хоть в какой-то степени реализовать себя в профессиональной деятельности. Вот и путь решения демографических проблем, подробно описанных у М.Кондратовой ("Демографический пролог к педагогической поэме" // "Русский переплет").

К сожалению, и сейчас некоторые представители официальной педагогики, забыв об успехах Н.Н.Боголюбова, с нетерпением ждут ошибок Дианы и Анжелы и даже не могут скрыть своей зависти и злости от того, что у девочек все идет хорошо.

"Родительская" педагогика не стоит на месте. Интеллектуальные игры для детей постоянно совершенствуются. Выдающийся педагог-новатор П.В.Тюленев (П.В.Тюленев "Как развивать детей одаренными?". М.:Социальная защита, 1998) разработал систему наглядных пособий и игр для детей до 1 года, которая прошла успешную апробацию, в частности, в семье П.В.Тюленева: его дочь Лариса развивалась быстрее сестер Князевых, успешно освоив программу начальной школы уже к 5-летнему возрасту. Поначалу Лариса, Диана и Анжела обучались вместе в форме экстерната, - Прим. ред.: У Шведова тут прокралась ошибка: он написал вместе, но в действительности, с детьми занимались отдельно(!), сами отцы - в своих семьях. Однако, некоторые экзамены сестры и Лариса сдавали некоторые экзамены в одной школе - № 705, но опять таки - не "вместе"!.) - но потом мать и бабушка Ларисы выступили категорически против развития ребенка, по существу предав девочку. К сожалению, разногласия между родителями - распространенная причина неудач в воспитании детей.

Указанные выше примеры относились к обучению детей в семье. В последнее время похожая система раннего образования, разработанная Н.А.Зайцевым (Н.А.Зайцев "Письмо. Чтение. Счет." СПб.:Лань, 1997), начала внедряться и в детские сады (в основном, негосударственные), которые правильнее было бы назвать школами для 3-5-летних детей. Дети получили возможность осваивать программу начальной школы, не прибегая к классно-урочной форме.

Для обучения чтению и письму в игровой форме Н.А.Зайцевым были разработаны специальные кубики со складами (типа Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ). При этом гласные буквы изображаются одним цветом, звонкие согласные - другим, глухие - третьим. Твердые склады (Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ) изображены на больших кубиках, мягкие (БЬ-БЯ-БЁ-БЮ-БИ-БЕ) - на маленьких. Кубики со звонкими складами наполнены железками (гремят "звонко"), с глухими - деревяшками. Тем самым дети привыкают к буквам и звукам в игре; ничего заучивать не надо. Обучение математике осуществляется также в игровой форме с карточками от 0 до 99. С данным материалом придумываются разные (индивидуальные и между командами) игры.

Результаты апробации системы Н.А.Зайцева в д/с N31 г.Санкт-Петербурга таковы: за полгода работы с группой из 22 пятилетних детей шестеро подготовлены на уровне выпускников 2-го класса, 12 - на уровне выпускников 1-го класса. При этом заболеваемость оказывается в 3 раза ниже, чем в среднем по Санкт.-Петербургу. Многие из детей, занимавшихся по данной методике с двух-трехлетнего возраста, в 7 лет идут в 5-й класс.

Указанные факты свидетельствуют о том, что даже нынешняя "официальная" система дошкольного и школьного образования рассчитана скорее на детей с явными задержками в развитии и направлена на то, чтобы замедлить получение образования остальными детьми. Наверное, иного и не следовало ожидать от устаревающей классно-урочной формы обучения: ведь если главная цель - обеспечить отсутствие второгодников, то и ориентироваться приходится на отстающих учеников, подгоняя под них все образовательные программы.
3. Когда начинать образование?

Критики 12-летки обращают внимание только на срок обучения. Не менее важный вопрос о возрасте поступления детей в школу почему-то и не поднимается. А ведь в настоящее время программа "1-3" в начальной школе уже свернута, а возраст приема детей на программу "1-4" в большинстве школ составляет "не менее 6.5 лет на 1 сентября", т.е. 6.5-7.5 лет (в среднем 7 лет). При не очень удачной дате рождения ребенку придется до 11.5 лет ограничиваться получением лишь начального образования, обучаясь лишь письму, чтению и счету. Понятно, что при таком уровне образованности подросток легко может быть вовлечен, например, в компанию сверстников-пьяниц.

Таким образом, соросовские профессора должны бороться не только против "12-летки", но и за восстановление программы "1-3" и снижение возраста поступления в школу. В настоящее время и без 12-летки окончание школы уже запланировано на 18-летний возраст. В.М.Филиппов заявил: "Сейчас мы имеем 11-летку с 7-летнего возраста, будем иметь 12-летку с 6 лет", пообещав в одном из интервью снизить со временем возраст приема детей в школу до 5.5 лет.

История вопроса о возрасте начала общего образования такова. В соответствии со школьной реформой 1984 г. начальное образование становилось четырехлетним, при этом возраст приема детей в школу снижался с 7 до 6 лет. Однако в 1996 г. Госкомсанэпиднадзор издал документ под названием "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений", где установил, что "обязательным условием для приема детей 7-го года жизни в школу является достижение ими к 1 сентября учебного года возраста 6 лет 6 месяцев", грубо нарушив Конвенцию о правах ребенка , предоставляющую детям право на развитие их способностей и талантов в полном объеме, Конституцию РФ , где сказано, что права человека могут быть ограничены только федеральным законом, и Закон РФ "Об образовании" , предписывающий, что образовательное учреждение самостоятельно устанавливает возраст приема граждан. С точки зрения законности, следовало бы ожидать от Госкомсанэпиднадзора "гигиенических требований" для школ, обучающих детей 6 лет, 5 лет, 4 лет и т.д.: например, можно было бы запретить использование классно-урочной системы для таких детей, разрешив их обучение в игровой форме по безопасным для здоровья методикам типа Н.А.Зайцева. Но нет - вышеупомянутое ведомство решило попытаться запретить развитие детей. Уважаемые санитары рьяно ищут опасность для здоровья детей в раннем развитии, но почему-то совсем не оценивают вред, причиняемый ребенку из-за недостаточной образованности: возможность быть впоследствии вовлеченным в пьянство, курение, наркоманию, преступные группровки даже не принимается во внимание.

Строго говоря, пункт о запрете на обучение детей до 6.5 лет вообще не может применяться не только потому, что он противоречит Конституции, но и потому, что "гигиенические требования" не были официально опубликованы в "Российской газете". А в соответствии с Конституцией РФ , только официально опубликованные нормативные акты, затрагивающие права и свободы граждан, могут быть применены.

К большому сожалению, никто из родителей даже не попытался оспорить вышеупомянутые санитарные правила в суде. И где в то время были соросовские профессора?

На практике ограничения Госкомсанэпиднадзора можно обойти двумя способами. Первый - осуществлять обучение детей не в школе, а в образовательном учреждении типа "начальная школа - детский сад", типовое положение о котором было утверждено Правительством РФ в 1997 г. В таких учреждениях осуществляется обучение и воспитание детей в возрасте от 3 до 10 лет, причем дошкольная и школьная программы представляют собой единое целое.

Еще на одном способе следует остановиться подробнее. Это освоение школьной программы в форме экстерната. Еще в 1992 г. Закон РФ "Об образовании" установил, что граждане, освоившие самостоятельно образовательную программу соответствующего уровня, имеют право на аттестацию в форме экстерната в государственном образовательном учреждении, независимо от возраста и других обстоятельств.

Однако в нарушение закона в течение долгого времени экстернат в начальной школе вообще предусмотрен не был. И только в 2000 г. "Положением о получении общего образования в форме экстерната" детям было, наконец, предоставлено право на получение начального образования в форме экстерната. Положением установлено также, что "получение общего образование в форме экстерната не ограничивается возрастом" (ни сверху, ни снизу).

Тем самым вырисовывается следующий способ работы с талантливыми детьми, не достигшими 6.5-летнего возраста, но тем не менее способными осваивать школьную программу: они принимаются в школу, но только на обучение в форме экстерната. Наверное, это достаточно разумный компромисс между родителями, педагогами и санитарами. Хорошо бы, чтобы он успешно воплотился в жизнь...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 1 [только новые]





Сообщение: 4
Зарегистрирован: 04.04.16
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.04.16 00:12. Заголовок: 12-летка для того, чтобы сократить рождаемость


Затягивание обучения в школе приводит к демографическому кризису - это на руку геополитикам из-за океана.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет